Дипломная работа лечение дисбактериоза
Дисбактериоз толстой кишки. Методы диагностики и лечение дисбактериоза кишечника. Бактериальные препараты. Продукты микробного метаболизма. Пищеварительные ферменты и регуляторы моторики кишечника. Стимуляторы реактивности организма. Профилактика.
Подобные документы
Понятие дисбактериоза толстой кишки как особого хронического состояния. Связь гастроэнтерологических заболеваний с изменением состава микрофлоры толстой кишки. Диагностика концепции “дисбактериоза кишечника”. Проявления синдрома раздраженного кишечника.
статья, добавлен 23.02.2020
Определение понятия дисбактериоза. Характеристика дисбактериоза кишечника, тонкой и толстой кишки. Анализ основных симптомов заболевания и степени тяжести их проявления. Определение причин появления дисбактериоза и определение методов его лечения.
реферат, добавлен 30.09.2016
Бактериальные препараты, оказывающие положительное влияние на функцию кишечника. Лечение дисбактериоза, рациональное питание ребенка. Факторы риска и основные причины возникновения дисбактериоза у детей. Диагностика и клинические признаки дисбактериоза.
реферат, добавлен 12.11.2020
Понятие дисбактериоза кишечника и микробиологические фазы его развития. Специфика факторов, которые нарушают биологическое равновесие нормальной микрофлоры желудочно-кишечного тракта в зависимости от возраста. Причины, диагностика и лечение дисбактериоза.
реферат, добавлен 25.09.2016
Кишечный дисбактериоз при хроническом гастрите с секреторной недостаточностью. Симптоматика хронического холецистита и хронического панкреатита. Рассмотрение лекарственного дисбактериоза кишечника, возникающего при лечении антибактериальными препаратами.
статья, добавлен 26.09.2017
Роль кишечной микрофлоры в поддержании иммунологической реактивности и толерантности организма. Биологические функции лактобактерий и бифидобактерий. Методы диагностики дисбактериоза кишечника. Клиническая эффективность использования пробиотиков.
статья, добавлен 07.04.2014
Дисбактериоз как микробиологическое проявление заболеваний желудочно-кишечного тракта. Основные свойства бифидобактерий и лактобактерий. Нормальная микрофлора кишечника человека. Патогенная, условно патогенная микрофлора. Концепция лечения дисбактериоза.
реферат, добавлен 29.10.2010
Место дисбактериоза среди инфекционных факторов риска формирования гастроэнтерологических заболеваний. Облигатные и транзиторные микроорганизмы. Факторы, способствующие созданию условий для качественного и количественного изменения микрофлоры кишечника.
статья, добавлен 01.09.2013
Способы очищения кишечника в домашних условиях и официальной медицине. Противопоказания к проведению процедуры. Постановка клизмы. Использование слабительных препаратов или отваров. Профилактика дисбактериоза при лечении серьезных хронических заболеваний.
реферат, добавлен 02.12.2017
Системные проявления дисбактериоза. Гениальное предвидение И.И. Мечникова. Виды и использование пробиотиков. Наиболее важные и известные физиологические функции микрофлоры кишечника. Системные проявления, первичная и вторичная профилактика дисбактериоза.
реферат, добавлен 28.02.2010
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Дисбактериоз толстой кишки. Методы диагностики и лечение дисбактериоза кишечника. Бактериальные препараты. Продукты микробного метаболизма. Пищеварительные ферменты и регуляторы моторики кишечника. Стимуляторы реактивности организма. Профилактика.
Клиническая эффективность лечения дисбактериоза толстой кишки у больных сахарным диабетом 2 типа, имеющих нарушения микробиоценоза кишечника. Оценка состояния экосистемы толстой кишки после лечения пребиотиками Астролин и Дюфалак и пробиотиком Аципол.
автореферат, добавлен 25.07.2018
Органы желудочно-кишечного тракта. Дисбиоз кишечника. Хронические заболевания печени. Регуляция клеток системы мононуклеарных фагоцитов печени. Проявления кишечного дисбактериоза. Нарушения моторики билиарной системы. Ферментативная недостаточность.
методичка, добавлен 23.05.2013
Эпидемиология и причины, лечение функционального запора. Значение моторной функции кишечника. Характеристика медиаторов, влияющих на двигательную функцию толстой кишки. Физиологичный способ восстановления нарушенной двигательной активности толстой кишки.
статья, добавлен 20.02.2020
Определение понятия дисбактериоза кишечника – клинико-лабораторного синдрома, связанного с изменением состава микрофлоры кишечника с последующим развитием метаболических и иммунологических нарушений. Анализ причин гибели нормальной микрофлоры кишечника.
реферат, добавлен 14.05.2016
Основные направления комплексной терапии дисбактериоза кишечника у детей: микробиологическая и иммунокоррекция, исправление нарушений функций желудочно-кишечного тракта, лечение сопутствующих заболеваний. Особенности применения антимикробных препаратов.
статья, добавлен 30.03.2014
Классификация заболеваний кишечника. Клинические симптомы различных хронических болезней тонкой и толстой кишки. Функциональные заболевания кишечника. Болезнь Крона: характеристика, течение, лечение. Профилактика и восстановительное лечение заболеваний.
реферат, добавлен 23.07.2010
Дифференциация лечебных комплексов для больных кишечным дисбактериозом. Аминокислотная метаболическая поддержка функционирования желудочно-кишечного тракта. Особенности лечения больных дисбактериозом кишечника, протекающего с поносом и запором.
реферат, добавлен 04.10.2017
Оценка аутофлоры кишечника у лиц старших возрастных групп. Анализ качественного и количественного состава микрофлоры при дисбактериозе при патологии пищеварительного тракта. Биокоррекция дисбактериоза с учетом функционального состояния кишечника.
автореферат, добавлен 24.07.2018
Методика исследования кала на дисбактериоз. Обнаружение в посевах кала обильного роста условно-патогенных бактерий (стафилококков, дрожжеподобных грибов, лактозонегативных эшерихий и др.). Описание кишечной микрофлоры. Синдром недостаточности всасывания.
реферат, добавлен 25.09.2017
Частота встречаемости дисбактериоза кишечника в связи с некоторыми психологическими и социально-демографическими характеристиками. Оценка важности нарушения симпатоадреналовой и вагоинсулярной фаз гликемической кривой в нарушениях микробиоценоза живота.
автореферат, добавлен 24.05.2018
Источник
Äèñáàêòåðèîç êèøå÷íèêà, ïîÿâëåíèå çíà÷èòåëüíîãî êîëè÷åñòâà ìèêðîáîâ â òîíêîé êèøêå è èçìåíåíèå ìèêðîáíîãî ñîñòàâà òîëñòîé êèøêè. Îáíàðóæåíèå ïðîÿâëåíèé äèñáàêòåðèîçà, êëèíè÷åñêèå îñîáåííîñòè, ìåòîäû äèàãíîñòèêè, àíòèáàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû ïðè ëå÷åíèè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
ÎÃÌÀ
Êàôåäðà ïåäèàòðèè
ÐÅÔÅÐÀÒ
íà òåìó: Ëå÷åíèå äèñáàêòåðèîçîâ
Äèñáàêòåðèîç êèøå÷íèêà
Ïîä ïîíÿòèåì äèñáàêòåðèîç êèøå÷íèêà ïîäðàçóìåâàåòñÿ ïîÿâëåíèå çíà÷èòåëüíîãî êîëè÷åñòâà ìèêðîáîâ â òîíêîé êèøêå è èçìåíåíèå ìèêðîáíîãî ñîñòàâà òîëñòîé êèøêè.  òîëñòîé êèøêå ìåíÿþòñÿ îáùåå êîëè÷åñòâî è ñâîéñòâà ìèêðîîðãàíèçìîâ, óñèëèâàþòñÿ èõ èíâàçèâíîñòü è àãðåññèâíîñòü. Êðàéíåé ñòåïåíüþ äèñáàêòåðèîçà êèøå÷íèêà ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå áàêòåðèé æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà â êðîâè (áàêòåðèåìèÿ) èëè äàæå ðàçâèòèå ñåïñèñà.
Ïðîÿâëåíèÿ äèñáàêòåðèîçà â ðàçëè÷íûõ ñî÷åòàíèÿõ îáíàðóæèâàþòñÿ ïðàêòè÷åñêè ó âñåõ áîëüíûõ ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè êèøå÷íèêà, ïðè íåêîòîðûõ èçìåíåíèÿõ ïèòàíèÿ è âîçäåéñòâèè ðÿäà ôàêòîðîâ îêðóæàþùåé ñðåäû, ïðèåìå àíòèáàêòåðèàëüíûõ ïðåïàðàòîâ. Ïîýòîìó äèñáàêòåðèîç êèøå÷íèêà – ýòî áàêòåðèîëîãè÷åñêîå ïîíÿòèå, íî íè â êîåì ñëó÷àå íå äèàãíîç.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ äèñáàêòåðèîçà â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îïðåäåëÿþòñÿ ëîêàëèçàöèåé äèñáèîòè÷åñêèõ èçìåíåíèé. Ïîýòîìó ñëåäóåò ðàçëè÷àòü äèñáàêòåðèîç òîíêîé è òîëñòîé êèøîê.
Äèñáàêòåðèîç òîíêîé êèøêè (ñèíäðîì ïîâûøåííîãî áàêòåðèàëüíîãî îáñåìåíåíèÿ òîíêîé êèøêè)
Ïîâûøåíèå êîëè÷åñòâà áàêòåðèé â òîíêîé êèøêå ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ èçáûòî÷íûì ïîñòóïëåíèåì èõ â òîíêóþ êèøêó, áëàãîïðèÿòíûìè óñëîâèÿìè äëÿ ðàçâèòèÿ è íàðóøåíèÿìè ïðîïóëüñèâíîé ôóíêöèè
Ïðè áàêòåðèàëüíîì îáñåìåíåíèè òîíêîé êèøêè ïðîèñõîäèò ïðåæäåâðåìåííàÿ äåêîíúþãàöèÿ ïåðâè÷íûõ æåë÷íûõ êèñëîò. Îáðàçóþùèåñÿ ïðè ýòîì âòîðè÷íûå æåë÷íûå êèñëîòû è èõ ñîëè âûçûâàþò äèàðåþ è â áîëüøîì êîëè÷åñòâå òåðÿþòñÿ ñ êàëîì.  ðåçóëüòàòå âîçìîæíî ðàçâèòèå æåë÷íî-êàìåííîé áîëåçíè. Áàêòåðèàëüíûå òîêñèíû, ïðîòåàçû, äðóãèå ìåòàáîëèòû, íàïðèìåð ôåíîëû, áèîãåííûå àìèíû, áàêòåðèè ìîãóò ñâÿçûâàòü âèòàìèí Â12
Èçáûòî÷íàÿ ìèêðîáíàÿ ôëîðà ìîæåò ïðèâîäèòü ê ïîâðåæäåíèþ ýïèòåëèÿ òîíêîé êèøêè, òàê êàê ìåòàáîëèòû íåêîòîðûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ îáëàäàþò öèòîòîêñè÷åñêèì äåéñòâèåì. Íàáëþäàåòñÿ óìåíüøåíèå âûñîòû âîðñèíîê, óãëóáëåíèå êðèïò, à ïðè ýëåêòðîííîé ìèêðîñêîïèè ìîæíî âèäåòü äåãåíåðàöèþ ìèêðîâîðñèíîê, ìèòîõîíäðèé è ýíäîïëàçìàòè÷åñêîé ñåòè
Ïðè áàêòåðèàëüíîì îáñåìåíåíèè óâåëè÷èâàåòñÿ ñåêðåöèÿ âîäû è ýëåêòðîëèòîâ â ïðîñâåò êèøêè, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé äèàðåè. Óâåëè÷èâàåòñÿ ñîäåðæàíèå æèðà â êàëå. Ïîÿâëåíèå ñòåàòîðåè ñâÿçàíî ñ óìåíüøåíèåì â ïðîñâåòå êèøêè êîíúþãèðîâàííûõ æåë÷íûõ êèñëîò, îáåñïå÷èâàþùèõ ýìóëüãèðîâàíèå æèðîâ è àêòèâàöèþ ïàíêðåàòè÷åñêîé ëèïàçû. Ïðè äèñáàêòåðèîçå òîíêîé êèøêè íàðóøàåòñÿ âñàñûâàíèå æèðîðàñòâîðèìûõ âèòàìèíîâ À, D è Ê.
Äèñáàêòåðèîç òîëñòîé êèøêè
Ñîñòàâ ìèêðîôëîðû òîëñòîé êèøêè ìîæåò ìåíÿòüñÿ ïîä âëèÿíèåì ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ è íåáëàãîïðèÿòíûõ âîçäåéñòâèé, îñëàáëÿþùèõ çàùèòíûå ìåõàíèçìû îðãàíèçìà (ýêñòðåìàëüíûå êëèìàòîãåîãðàôè÷åñêèå óñëîâèÿ, çàãðÿçíåíèå áèîñôåðû ïðîìûøëåííûìè îòõîäàìè, ðàçëè÷íûìè õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè, èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ, áîëåçíè îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ, íåïîëíîöåííîå ïèòàíèå, èîíèçèðóþùàÿ ðàäèàöèÿ).
 ðàçâèòèè äèñáàêòåðèîçà òîëñòîé êèøêè áîëüøóþ ðîëü èãðàþò ÿòðîãåííûå ôàêòîðû: ïðèìåíåíèå àíòèáèîòèêîâ è ñóëüôàíèëàìèäîâ, èììóíîäåïðåññàíòîâ, ñòåðîèäíûõ ãîðìîíîâ, ðåíòãåíîòåðàïèÿ, õèðóðãè÷åñêèå âìåøàòåëüñòâà. Àíòèáàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû çíà÷èòåëüíî ïîäàâëÿþò íå òîëüêî ïàòîãåííóþ ìèêðîáíóþ ôëîðó, íî è ðîñò íîðìàëüíîé ìèêðîôëîðû â òîëñòîé êèøêå.  ðåçóëüòàòå ðàçìíîæàþòñÿ ìèêðîáû, ïîïàâøèå èçâíå èëè ýíäîãåííûå âèäû, óñòîé÷èâûå ê ëåêàðñòâåííûì ïðåïàðàòàì (ñòàôèëîêîêêè, ïðîòåé, äðîææåâûå ãðèáû, ýíòåðîêîêêè, ñèíåãíîéíàÿ ïàëî÷êà).  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íàðóøåííàÿ ýêîëîãèÿ òîëñòîé êèøêè ïîñòåïåííî âîññòàíàâëèâàåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî è íå òðåáóåò ëå÷åíèÿ. Ó îñëàáëåííûõ áîëüíûõ îñîáåííî ñ íàðóøåíèÿìè èììóíèòåòà ñàìîâîññòàíîâëåíèÿ ýêîëîãèè êèøå÷íèêà íå ïðîèñõîäèò è ïîÿâëÿþòñÿ êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû äèñáàêòåðèîçà.
Ìåòîäû äèàãíîñòèêè äèñáàêòåðèîçà
Äëÿ äèàãíîñòèêè äèñáàêòåðèîçà òîíêîé êèøêè ïðèìåíÿþò ïðÿìûå è êîñâåííûå ìåòîäû. Ïðÿìîé çàêëþ÷àåòñÿ â ïîñåâå äóîäåíàëüíîãî è åþíàëüíîãî ñîäåðæèìîãî, ïîëó÷åííîãî ñ ïîìîùüþ ñòåðèëüíîãî çîíäà. Èçáûòî÷íûé ðîñò áàêòåðèé äèàãíîñòèðóåòñÿ â ñëó÷àå, åñëè êîëè÷åñòâî áàêòåðèé ïðåâûøàåò 105/ìë èëè â íåì îïðåäåëÿþòñÿ ìèêðîîðãàíèçìû, íàõîäÿùèåñÿ â òîëñòîé êèøêå (ýíòåðîáàêòåðèè, áàêòåðîèäû, êëîñòðèäèè è äð.). Èçâåñòíî, ÷òî â ïðîöåññå ìåòàáîëèçìà ìèêðîáíîé ôëîðîé òîëñòîé êèøêè óãëåâîäîâ îáðàçóåòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî ãàçîâ, â òîì ÷èñëå âîäîðîäà. Ýòîò ôàêò ÿâèëñÿ îñíîâîé äëÿ ñîçäàíèÿ âîäîðîäíîãî òåñòà, îñíîâàííîãî íà îïðåäåëåíèè âîäîðîäà â âûäûõàåìîì âîçäóõå. Ñîäåðæàíèå âîäîðîäà â âûäûõàåìîì âîçäóõå îïðåäåëÿþò ñ ïîìîùüþ ãàçîâîé õðîìàòîãðàôèè èëè ýëåêòðîõèìè÷åñêèì ìåòîäîì.
Âîäîðîäíûé òåñò ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ äëÿ îðèåíòèðîâî÷íîãî ïðåäñòàâëåíèÿ î ñòåïåíè áàêòåðèàëüíîãî îáñåìåíåíèÿ òîíêîé êèøêè. Ýòîò ïîêàçàòåëü íàõîäèòñÿ â ïðÿìîé çàâèñèìîñòè îò êîíöåíòðàöèè âîäîðîäà â âûäûõàåìîì âîçäóõå íàòîùàê. Ó áîëüíûõ ñ çàáîëåâàíèÿìè êèøå÷íèêà, ïðîòåêàþùèìè ñ õðîíè÷åñêîé ðåöèäèâèðóþùåé äèàðååé è áàêòåðèàëüíûì îáñåìåíåíèåì òîíêîé êèøêè, êîíöåíòðàöèÿ âîäîðîäà â âûäûõàåìîì âîçäóõå çíà÷èòåëüíî ïðåâûøàåò 15 ppm.
Ïðèìåíÿåòñÿ òàêæå íàãðóçêà ëàêòóëîçîé.  íîðìå ëàêòóëîçà íå ðàñùåïëÿåòñÿ â òîíêîé êèøêå è ìåòàáîëèçèðóåòñÿ ìèêðîáíîé ôëîðîé òîëñòîé êèøêè.  ðåçóëüòàòå êîëè÷åñòâî âîäîðîäà â âûäûõàåìîì âîçäóõå ïîâûøàåòñÿ. Ïðè áàêòåðèàëüíîì îáñåìåíåíèè òîíêîé êèøêè ïèê ïîÿâëÿåòñÿ ãîðàçäî ðàíüøå. Íàèáîëåå ÷àñòûìè áàêòåðèîëîãè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè äèñáàêòåðèîçà òîëñòîé êèøêè ÿâëÿþòñÿ îòñóòñòâèå îñíîâíûõ áàêòåðèàëüíûõ ñèìáèîíòîâ áèôèäîáàêòåðèé è óìåíüøåíèå êîëè÷åñòâà ìîëî÷íî-êèñëûõ ïàëî÷åê. Îáùåå êîëè÷åñòâî ìèêðîîðãàíèçìîâ ïðè ýòîì ÷àùå óâåëè÷åíî çà ñ÷åò ñîïóòñòâóþùåé ïðîëèôåðàöèè (êèøå÷íûå ïàëî÷êè, ýíòåðîêîêêè, êëîñòðèäèè) èëè ïîÿâëåíèÿ îñòàòî÷íîé (ñòàôèëîêîêêè, äðîææåïîäîáíûå ãðèáû, ïðîòåé) ìèêðîôëîðû.
Ïîìèìî èçìåíåíèÿ îáùåãî êîëè÷åñòâà ìèêðîîðãàíèçìîâ è íàðóøåíèÿ íîðìàëüíîãî ñîîòíîøåíèÿ ìåæäó îòäåëüíûìè ïðåäñòàâèòåëÿìè ìèêðîáíîãî öåíîçà êèøå÷íèêà âûðàæåíèåì äèñáàêòåðèîçà ìîæåò áûòü è èçìåíåíèå ñâîéñòâ ñ ïîÿâëåíèåì ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ ó îòäåëüíûõ áàêòåðèàëüíûõ ñèìáèîíòîâ. Îáíàðóæèâàåòñÿ ãåìîëèçèðóþùàÿ ôëîðà, êèøå÷íûå ïàëî÷êè ñî ñëàáî âûðàæåííûìè ôåðìåíòàòèâíûìè ñâîéñòâàìè, ýíòåðîïàòîãåííûå êèøå÷íûå ïàëî÷êè è ò.ä. Êàêèõ-ëèáî îñîáåííîñòåé â êëèíè÷åñêîì òå÷åíèè çàáîëåâàíèÿ â çàâèñèìîñòè îò òåõ èëè äðóãèõ ïðîÿâëåíèé äèñáàêòåðèîçà â òîëñòîé êèøêå íå óñòàíîâëåíî. Ìîæíî îòìåòèòü, ÷òî áîëüíûå õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè êèøå÷íèêà ÷àùå èíôèöèðóþòñÿ îñòðûìè êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè ïî ñðàâíåíèþ ñî çäîðîâûìè, âåðîÿòíî â ñâÿçè ñî ñíèæåíèåì ó íèõ àíòàãîíèñòè÷åñêèõ ñâîéñòâ íîðìàëüíîé ìèêðîôëîðû êèøå÷íèêà è ïðåæäå âñåãî ÷àñòûì îòñóòñòâèåì ó íèõ áèôèäîáàêòåðèé.
Äèàãíîç ïñåâäîìåìáðàíîçíîãî êîëèòà óñòàíàâëèâàåòñÿ íà îñíîâàíèè áàêòåðèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ èñïðàæíåíèé è îïðåäåëåíèÿ â íèõ Cl. difficile. Ýíäîñêîïè÷åñêàÿ êàðòèíà õàðàêòåðèçóåòñÿ íàëè÷èåì áëÿøêîâèäíûõ, ëåíòîâèäíûõ è ñïëîøíûõ ìåìáðàí, ìÿãêèõ, íî ïëîòíî ñïàÿííûõ ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êîé. Èçìåíåíèÿ íàèáîëåå âûðàæåíû â äèñòàëüíûõ îòäåëàõ òîëñòîé êèøêè è ïðÿìîé êèøêå.
Ëå÷åíèå äèñáàêòåðèîçà êèøå÷íèêà
Ëå÷åíèå äèñáàêòåðèîçà äîëæíî áûòü êîìïëåêñíûì. Îíî âêëþ÷àåò:
óñòðàíåíèå èçáûòî÷íîãî áàêòåðèàëüíîãî îáñåìåíåíèÿ òîíêîé êèøêè;
âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé ìèêðîáíîé ôëîðû òîëñòîé êèøêè;
óëó÷øåíèå êèøå÷íîãî ïèùåâàðåíèÿ è âñàñûâàíèÿ,
âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííîé ìîòîðèêè êèøå÷íèêà;
ñòèìóëèðîâàíèå ðåàêòèâíîñòè îðãàíèçìà.
Àíòèáàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû
Àíòèáàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû íåîáõîäèìû â ïåðâóþ î÷åðåäü äëÿ ïîäàâëåíèÿ èçáûòî÷íîãî ðîñòà ìèêðîáíîé ôëîðû â òîíêîé êèøêå. Ñ ýòîé öåëüþ îáû÷íî ïðèìåíÿþò àíòèáèîòèêè èç ãðóïïû òåòðàöèêëèíîâ, ïåíèöèëëèíîâ, öåôàëîñïîðèíû, õèíîëîíû (îôëîêñàöèí) è ìåòðîíèäàçîë. Àíòèáèîòèêè øèðîêîãî ñïåêòðà äåéñòâèÿ çíà÷èòåëüíî íàðóøàþò ýóáèîç â òîëñòîé êèøêå. Ïîýòîìó îíè äîëæíû ïðèìåíÿòüñÿ òîëüêî ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñ íàðóøåíèÿìè âñàñûâàíèÿ è ìîòîðèêè êèøå÷íèêà, ïðè êîòîðûõ, êàê ïðàâèëî, ðàçâèâàåòñÿ âûðàæåííûé ðîñò ìèêðîáíîé ôëîðû â ïðîñâåòå òîíêîé êèøêè.
Àíòèáèîòèêè ñëåäóåò íàçíà÷àòü âíóòðü â îáû÷íûõ äîçàõ â òå÷åíèå 7-10 äíåé.
Ïðè çàáîëåâàíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ äèñáàêòåðèîçîì òîëñòîé êèøêè, ñëåäóåò âûáèðàòü ïðåïàðàòû, êîòîðûå îêàçûâàþò ìèíèìàëüíîå âëèÿíèå íà ñèìáèîíòíóþ ìèêðîáíóþ ôëîðó è ïîäàâëÿþò ðîñò ïðîòåÿ, ñòàôèëîêîêêîâ, äðîææåâûõ ãðèáîâ è äðóãèõ àãðåññèâíûõ øòàììîâ ìèêðîáîâ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ àíòèñåïòèêè: èíòåòðèêñ, ýðñåôóðèë, íèòðîêñîëèí, ôóðàçîëèäîí è äð. Ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ ñòàôèëîêîêêîâîãî äèñáàêòåðèîçà ïðèìåíÿþò àíòèáèîòèêè: îôëîêñàöèí, ìåòðîíèäàçîë, à òàêæå êî-òðèìîêñàçîë, íåâèãðàìîí. Àíòèáàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû íàçíà÷àþò â òå÷åíèå 10-14 äíåé. Ïðè ïîÿâëåíèè â êàëå èëè êèøå÷íîì ñîêå ãðèáîâ ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå íèñòàòèíà èëè ëåâîðèíà.
 ñëó÷àå ðàçâèòèÿ ïñåâäîìåìáðàíîçíîãî êîëèòà ïðåæäå âñåãî îòìåíÿþò àíòèáèîòèê, îáóñëîâèâøèé çàáîëåâàíèå. Íàçíà÷àþò âàíêîìèöèí ïî 125 ìã âíóòðü 4 ðàçà â ñóòêè; ïðè íåîáõîäèìîñòè äîçà ìîæåò áûòü óâåëè÷åíà äî 500 ìã 4 ðàçà â äåíü. Ëå÷åíèå ïðîäîëæàþò â òå÷åíèå 7-10 ñóòîê. Ýôôåêòèâåí òàêæå ìåòðîíèäàçîë â äîçå 500 ìã âíóòðü 2 ðàçà â ñóòêè. Ïðèìåíÿåòñÿ, êðîìå òîãî, áàöèòðàöèí ïî 25 000 ÌÅ âíóòðü 4 ðàçà â ñóòêè. Áàöèòðàöèí ïî÷òè íå âñàñûâàåòñÿ, â ñâÿçè ñ ÷åì â òîëñòîé êèøêå ìîæíî ñîçäàòü áîëåå âûñîêóþ êîíöåíòðàöèþ ïðåïàðàòà. Ïðè îáåçâîæèâàíèè ïðèìåíÿþò àäåêâàòíóþ èíôóçèîííóþ òåðàïèþ äëÿ êîððåêöèè âîäíî-ýëåêòðîëèòíîãî áàëàíñà. Äëÿ ñâÿçûâàíèÿ òîêñèíà ïðèìåíÿþò õîëåñòèðàìèí (êâåñòðàí, âàçàçàí).
Áàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû
Áàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû ïðèìåíÿþò ïðè çàáîëåâàíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ äèñáàêòåðèîçîì òîëñòîé êèøêè. Èõ ìîæíî íàçíà÷àòü áåç ïðåäâàðèòåëüíîé àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè èëè ïîñëå íåå. Õîðîøî çàðåêîìåíäîâàëè ñåáÿ áèôèäóìáàêòåðèè, áèôèêîë, ëàêòîáàêòåðèí, áàêòèñóáòèë, ëèíåêñ, ýíòåðîë è äðóãèå ïðåïàðàòû. Êóðñ ëå÷åíèÿ äîëæåí ïðîäîëæàòüñÿ 1-2 ìåñ.  ïîñëåäíåå âðåìÿ ïîÿâèëèñü òàêæå ñîîáùåíèÿ î âîçìîæíîñòè óñòðàíåíèÿ äèñáèîçà òîëñòîé êèøêè ðàçëè÷íûìè ïèùåâûìè äîáàâêàìè. À.Ë. Âåðòêèí è ñîàâò. îòìåòèëè íîðìàëèçàöèþ ìèêðîáíîé ôëîðû ó áîëüíûõ ñ äèñáàêòåðèîçîì òîëñòîé êèøêè ïîñëå êóðñà ëå÷åíèÿ áèîêîêòåéëåì ÍÊ, ñîñòîÿùèì èç áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ ýêñòðàêòîâ îâîùåé, òðàâ è ïðîïîëèñà, ïîäêâàøåííûõ êèøå÷íîé ïàëî÷êîé Ì-17. Ã.Ï Ìèíèíà è ñîàâò. ñîîáùèëè î âîçìîæíîñòè óñòðàíåíèÿ äèñáàêòåðèîçà êèøå÷íèêà ó äåòåé ñ ïîìîùüþ ïðåïàðàòà Íóòðèêîí, ñîäåðæàùåãî îòðóáè, ñóõîå ìîëîêî, áèôèäîáàêòåðèè è ëåêàðñòâåííûå òðàâû.
Ïðîäóêòû ìèêðîáíîãî ìåòàáîëèçìà
Âîçìîæåí åùå îäèí ïóòü ê óñòðàíåíèþ äèñáàêòåðèîçà – âîçäåéñòâèå íà ïàòîãåííóþ ìèêðîáíóþ ôëîðó ïðîäóêòàìè ìåòàáîëèçìà íîðìàëüíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ. Ýòèì òðåáîâàíèÿì îòâå÷àåò õèëàê-ôîðòå, 1 ìë êîòîðîãî ñîîòâåòñòâóåò áèîñèíòåòè÷åñêèì àêòèâíûì âåùåñòâàì 100 ìëðä íîðìàëüíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ. Õèëàê íàçíà÷àþò ïî 60 êàïåëü 3 ðàçà â äåíü íà ñðîê äî 4 íåä â ñî÷åòàíèè ñ ïðåïàðàòàìè àíòèáàêòåðèàëüíîãî äåéñòâèÿ èëè ïîñëå èõ ïðèìåíåíèÿ. Ïðåïàðàò ðåêîìåíäóåòñÿ íàçíà÷àòü ïðè âñåõ ôîðìàõ äèñáàêòåðèîçà êàê â ñî÷åòàíèè ñ àíòèáàêòåðèàëüíûìè ïðåïàðàòàìè, òàê è â âèäå ìîíîòåðàïèè.
Ïèùåâàðèòåëüíûå ôåðìåíòû è ðåãóëÿòîðû ìîòîðèêè êèøå÷íèêà
Óëó÷øåíèþ ïèùåâàðåíèÿ ñïîñîáñòâóþò ïðàâèëüíî ïîäîáðàííàÿ äèåòà è ôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû. Ïðè çàáîëåâàíèÿõ êèøå÷íèêà, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ïîíîñàìè, äèåòè÷åñêîå ïèòàíèå äîëæíî ñïîñîáñòâîâàòü âîññòàíîâëåíèþ íàðóøåííîé ïåðèñòàëüòèêè, óìåíüøåíèþ ñåêðåöèè âîäû è ýëåêòðîëèòîâ â ïðîñâåò êèøêè. Íàáîð ïðîäóêòîâ äîëæåí ñîîòâåòñòâîâàòü ïî ñîñòàâó è êîëè÷åñòâó ïèùåâûõ âåùåñòâ ôåðìåíòàòèâíûì âîçìîæíîñòÿì ïàòîëîãè÷åñêè èçìåíåííîé òîíêîé êèøêè. Äèåòà äîëæíà áûòü ìåõàíè÷åñêè è õèìè÷åñêè ùàäÿùåé, ñîäåðæàòü ïîâûøåííîå êîëè÷åñòâî áåëêà, èç íåå èñêëþ÷àþòñÿ òóãîïëàâêèå æèðû è ïðîäóêòû, ê êîòîðûì ñíèæåíà òîëåðàíòíîñòü. Ýòèì òðåáîâàíèÿì ïðàêòè÷åñêè ïîëíîñòüþ îòâå÷àåò äèåòà ¹4á.
Ó áîëüíûõ ñ íàðóøåíèåì ïîëîñòíîãî ïèùåâàðåíèÿ ïàíêðåàòîãåííîãî ãåíåçà õîðîøèé òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò îêàçûâàþò ôåðìåíòû ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû. Ê íèì îòíîñÿòñÿ êðåîí, ïàíöèòðàò è äð. Äëÿ ëå÷åíèÿ ñòåàòîðåè ãåïàòîãåííîãî ãåíåçà ìîãóò áûòü ðåêîìåíäîâàíû ïðåïàðàòû, ñîäåðæàùèå êîìïîíåíòû æåë÷è (ïàíçèíîðì, äèãåñòàë, ôåñòàë, ýíçèñòàë è äð.). Ïðè ãàñòðîãåííîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïèùåâàðåíèÿ öåëåñîîáðàçíî ïðèìåíÿòü ïàíçèíîðì, ñîäåðæàùèé ñîëÿíóþ êèñëîòó è ïåïñèí. Äëÿ óìåíüøåíèÿ ìåòåîðèçìà, êàê ïðàâèëî, íàáëþäàþùåãîñÿ ïðè äèñáàêòåðèîçå, ñîçäàíû êîìáèíèðîâàííûå ïðåïàðàòû, ñîäåðæàùèå ïîìèìî ôåðìåíòîâ, äèìåòèêîí (ïàíêðåîôëýò è çèìîïëåêñ). Ñ öåëüþ óëó÷øåíèÿ ôóíêöèè âñàñûâàíèÿ íàçíà÷àþò ýññåíöèàëå, ëåãàëîí èëè êàðñèë, îêàçûâàþùèå ñòàáèëèçèðóþùåå âëèÿíèå íà êëåòî÷íûå ìåìáðàíû êèøå÷íîãî ýïèòåëèÿ. Âîññòàíîâëåíèþ íàðóøåííîé ïðîïóëüñèâíîé ôóíêöèè êèøå÷íèêà ñïîñîáñòâóþò ëîïåðàìèä è òðèìåáóòèí.
Ñòèìóëÿòîðû ðåàêòèâíîñòè îðãàíèçìà
Äëÿ ïîâûøåíèÿ ðåàêòèâíîñòè îðãàíèçìà îñëàáëåííûì áîëüíûì öåëåñîîáðàçíî ïðèìåíÿòü òàêòèâèí, òèìàëèí, òèìîãåí, èììóíàë, èììóíîôàí è äðóãèå èììóíîñòèìóëèðóþùèå ñðåäñòâà. Êóðñ ëå÷åíèÿ äîëæåí ïðîäîëæàòüñÿ â ñðåäíåì 4 íåä. Îäíîâðåìåííî íàçíà÷àþò âèòàìèíû.
Ïðîôèëàêòèêà äèñáàêòåðèîçà
Ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà äèñáàêòåðèîçà, ó÷èòûâàÿ ìíîãî÷èñëåííûå ïðè÷èíû åãî âîçíèêíîâåíèÿ, ïðåäñòàâëÿåò î÷åíü ñëîæíóþ çàäà÷ó. Åå ðåøåíèå ñâÿçàíî ñ îáùèìè ïðîôèëàêòè÷åñêèìè ïðîáëåìàìè: óëó÷øåíèåì ýêîëîãèè, ðàöèîíàëüíûì ïèòàíèåì, óëó÷øåíèåì áëàãîñîñòîÿíèÿ è ïðî÷èìè ìíîãî÷èñëåííûìè ôàêòîðàìè âíåøíåé è âíóòðåííåé ñðåäû.
Âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà ïðåäïîëàãàåò ðàöèîíàëüíîå ïðèìåíåíèå àíòèáèîòèêîâ è äðóãèõ ìåäèêàìåíòîâ, íàðóøàþùèõ ýóáèîç, ñâîåâðåìåííîå è îïòèìàëüíîå ëå÷åíèå áîëåçíåé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ íàðóøåíèåì ìèêðîáèîöåíîçà.
Ëèòåðàòóðà
À.Þ. Çîðèí, Þ.Â. Êîçüìèíûõ, Ð.Ð. Êèëüäèÿðîâà. Ñðàâíèòåëüíûå êëèíè÷åñêèå è ìèêðîáèîëîãè÷åñêèå àñïåêòû ïðèìåíåíèÿ ó äåòåé ñ äèñáèîçàìè ñóõèõ è æèäêèõ áèôèäîáàêòåðèíîâ.  ñá. ×åëîâåê è ëåêàðñòâî Ì.-1998;275.
Ïàðôåíîâ À.È, Êàëîåâ Þ.Ê.,Ñàôîíîâà Ñ.À. è äð.. Äèñáàêòåðèîç êèøå÷íèêà. Ìîñêîâñêèé ìåä. æóðíàë.-1998;1:12-7.
Í.Ï. Áðàøêèíà, Ã.À. Ñàìñûãèíà, Ã.Ä. Ïåðøèíà è äð. Ëèíåêñ â ëå÷åíèè äèñáàêòåðèîçà êèøå÷íèêà ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà..//  ñá. ×åëîâåê è ëåêàðñòâî Ì.-1998;257.
4. Ìàòâååâ Â.À., Åñåíèíà Î.È., Êàðïîâà Å.Þ. è äð. Ýíòåðîë â ëå÷åíèè äèñáèîçà êèøå÷íèêà.//  ñá. ×åëîâåê è ëåêàðñòâî Ì.-1998;135.
5. Ãíîåâûõ Â.Â., Âèçå-Õðèïóíîâà Ì.À. Ôëîðàäîôèëóñ è äèñáàêòåðèîç êèøå÷íèêà..// Ðîñ. æóðí. ãàñòðîýíòåðîëîãèè, ãåïàòîëîãèè, êîëîïðîêòîëîãèè. 1997;5:97.
6. Ïîäêîðûòîâ Þ.À. Èñïîëüçîâàíèå áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ ïèùåâûõ äîáàâîê ïðè äèñáàêòåðèîçå êèøå÷íèêà..//  ñá. ×åëîâåê è ëåêàðñòâî Ì.-1998;396.
7. Ñòàðîñòèí Á.Ä. Ëàìèíîëàêò â ëå÷åíèè çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ äèñáàêòåðèîçîì êèøå÷íèêà..// Ðîñ. æóðí. ãàñòðîýíòåðîëîãèè, ãåïàòîëîãèè, êîëîïðîêòîëîãèè. 1997;5:111-2.
8. Âåðòêèí À.Ë., Àðòàìîíîâ Â.Å., Áàãàòóðèÿ È.Ô. è äð. Îïûò ïðèìåíåíèÿ áèîêîêòåéëÿ ÍÊ äëÿ êîððåêöèè äèñáèîçà òîëñòîé êèøêè ó áîëüíûõ ÿçâåííîé áîëåçíüþ.//  ñá. ×åëîâåê è ëåêàðñòâî Ì. 1998;40.
9. Ìèíèíà Ã.Ï., Ëóïàí È.Í., Íîñàëü Ì.Ô. Îïûò êëèíè÷åñêîãî ïðèìåíåíèÿ ïèùåâîé äîáàâêè íóòðèêîí ïðè íàðóøåíèè ìèêðîýêîëîãèè êèøå÷íèêà ó äåòåé..//  ñá. ×åëîâåê è ëåêàðñòâî Ì.-1998;299.
Источник