Дипломная работа на тему кишечные инфекции у детей
Допустить к защите
Зам. директора по УМР
Ф. И.О. _____________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: Сестринская помощь детям с острыми кишечными инфекциями
студентки 3 курса специальности
060501.51 «Сестринское дело»
очной формы обучения
Научный руководитель:
преподаватель высшей
квалификационной категории
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел | страница |
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
Глава 1. Теоретическая часть | 6 |
1.1. Цели сестринского ухода и планирование сестринской деятельности | 6 |
1.2. Эпидемиология острых кишечных инфекций у детей | 9 |
1.3. Пути передачи острых кишечных инфекций у детей | 12 |
1.4. Классификация острых кишечных инфекций у детей | 16 |
1.5. Диагностика острых кишечных инфекций у детей | 17 |
1.6. Клиническая картина острых кишечных инфекций у детей | 18 |
1.7. Профилактика острых кишечных инфекций у детей | 20 |
1.8. Лечебное питание детей с острыми кишечными инфекциями | 24 |
1.9. Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями | 26 |
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть. Организация сестринского процесса у детей с острыми кишечными инфекциями | 31 |
2.1. Основные причины развития дизентерии у детей | 31 |
2.2. Основные симптомы дизентерии у детей | 32 |
2.3. Основные принципы лечения дизентерии у детей | 35 |
2.4. Диетотерапия ребенка при дизентерии | 36 |
2.5. Профилактика и общие рекомендации при дизентерии | 36 |
2.6. Необходимость создания памяток для персонала инфекционного отделения ЦКГБ | 37 |
Заключение | 40 |
ВЫВОДЫ | 41 |
Литература | 43 |
Приложение | 45 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Острые кишечные инфекции (ОКИ) – это обширная группа инфекционных заболеваний человека с энтеральным (фекально-оральным) путем заражения, вызываемая патогенными (шигеллы, сальмонеллы и др.) и условно-патогенными микроорганизмами (энтерококки, протей, клебсиеллы, клостридии и др.), вирусами (рота-, астро-, энтеро-, и др.) и простейшими (амеба, криптоспоридии, балантидия и др.). Эта группа инфекций является собирательной и объединяет ряд этиологически разных, но патогенетически и клинически сходных болезней.
Острые кишечные инфекции (ОКИ) относят к группе нозокомиальных инфекций (внутрибольничных) и до настоящего времени занимают ведущее место в инфекционной патологии детского возраста, уступая по заболеваемости только гриппу и острым респираторным инфекциям. Несмотря на снижение заболеваемости и смертности от ОКИ, последние занимают ведущее место в патологии детского возраста. По данным ВОЗ, от острых кишечных инфекций и их осложнений каждую минуту в мире погибает 10 детей, ежегодно в мире регистрируется до 1,2 млрд. кишечных заболеваний и в год потери среди детей до 5 лет достигают 5 миллионов. Максимальную угрозу кишечные инфекции представляют для детей ранней возрастной категории, особенно, для новорожденных. Поэтому проблема кишечных инфекций у детей остается, актуальной и по сей день.
Основной целью данной дипломной работы является:
– интерпретировать сестринскую помощь детям с острыми кишечными инфекциями.
Объектом исследования выступает профессиональная сестринская помощь при острых кишечных инфекциях.
Предметом исследования выступают дети с острыми кишечными инфекциями, которым оказывается сестринская помощь.
Учитывая указанные цели, объект и предмет необходимо решить ряд поставленных задач:
– характеризовать пути передачи, классификацию и диагностические методы острых кишечных инфекций;
– изучить основные проявления клинической картины острых кишечных инфекций
– интерпретировать особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями;
– выявить основные причины, симптомы, принципы лечения, профилактики при дизентерии у детей;
– установить, существует ли необходимость в создании памяток для персонала инфекционного отделения.
В ходе выполнения дипломной работы были использованы следующие методы исследования:
– изучение и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
– праксиметрический метод (изучение документов);
– статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация);
– синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Цели сестринского ухода и планирование сестринской деятельности
Сестринский процесс – это системный подход к оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя из его физических, психологических, социальных потребностей.
Термин «сестринский процесс» – английский; означает ухаживать, обслуживать, осуществлять уход за пациентом
Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.
Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:
• создание базы информационных данных о пациенте;
• выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;
• обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;
• составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;
• определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента. [3, 6]
Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром
В соответствии с решаемыми задачами сестринский процесс подразделяется на пять этапов.
Первый этап – сестринское обследование. Заключается в сборе информации о состоянии больного ребенка.
Сестринское обследование проводится двумя методами:
• субъективный, который основан на расспросе. Это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является опрос пациента, его физикальное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента.
• объективным, который основывается на данных осмотра, который определяет статус пациента в настоящее время. Это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека). В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.
Конечным результатом этого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом – документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. [7, 9]
Второй этап – сестринская диагностика.
Цели второго этапа сестринского процесса:
• анализ проведенных обследований;
• определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;
• определить направление сестринского ухода.
Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы – это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные – те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.
Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного.
Второй этап завершается установлением сестринского диагноза. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем. [1, 3]
Третий этап – планирование сестринского вмешательства.
План сестринского ухода должен включать оперативные и тактические цели, направленные на достижение определенных результатов долгосрочного или краткосрочного характера.
Формируя цели, необходимо учитывать действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего и кого). Например, «цель – пациент к 20 апреля с помощью медсестры должен вставать с кровати». Действие – вставать с кровати, критерий 20 апреля, условие – помощь медсестры.
Цели третьего этапа сестринского процесса:
• исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;
• разработать стратегию достижения поставленных целей;
• обозначить срок достижения данных целей.
Определив цели и задачи по уходу, сестра составляет письменное руководство по уходу, в котором должны быть подробно перечислены специальные действия медсестры по уходу, записываемые в сестринскую историю болезни. [2, 3]
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
Источник
26 Àâãóñòà 2015
 ëåòíèé ïåðèîä àêòóàëüíîé ïðîáëåìîé îñòàåòñÿ ñîõðàíåíèå çäîðîâüÿ è íåäîïóùåíèå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Äàííàÿ ãðóïïà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé óñòîé÷èâî ñîõðàíÿåò îäíî èç âåäóùèõ ìåñò ñðåäè èíôåêöèîííîé çàáîëåâàåìîñòè íàñåëåíèÿ Êðàñíîÿðñêîãî êðàÿ.
 îáùåé ñòðóêòóðå èíôåêöèîííîé è ïàðàçèòàðíîé çàáîëåâàåìîñòè îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè (ÎÊÈ) çàíèìàþò âòîðîå ìåñòî. Ñëó÷àè çàáîëåâàíèé ðåãèñòðèðóþòñÿ ñðåäè íàñåëåíèÿ âñåõ âîçðàñòîâ. Îïðåäåëÿåò çàáîëåâàåìîñòü äåòñêîå íàñåëåíèå, äîëÿ êîòîðîãî â âîçðàñòíîé ñòðóêòóðå ñîñòàâëÿåò 60 %. Âûñîêèå óðîâíè çàáîëåâàåìîñòè ðåãèñòðèðóþòñÿ ñðåäè íåîðãàíèçîâàííûõ äåòåé â âîçðàñòå äî 2 ëåò.
Çà 6 ìåñÿöåâ 2015 ãîäà â îáùåé ñòðóêòóðå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÎÊÈ óñòàíîâëåííîé ýòèîëîãèè – 20,2 %, äèçåíòåðèÿ – 0,4 %, ÎÊÈ íåóñòàíîâëåííîé ýòèîëîãèè – 79,8 %.
ÎÊÈ âûçûâàþò ìíîæåñòâî âîçáóäèòåëåé, â Êðàñíîÿðñêîì êðàå îïðåäåëÿþò çàáîëåâàåìîñòü âèðóñíûå êèøå÷íûå èíôåêöèè, âûçûâàåìûå ðîòà- è íîðîâèðóñàìè, äàëåå ñëåäóþò çàáîëåâàíèÿ, âûçâàííûå áàêòåðèÿìè.
Êèøå÷íûå èíôåêöèè – ãðóïïà çàáîëåâàíèé, îñíîâíûì êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèåì êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, òîøíîòà, ðâîòà, æèäêèé ñòóë, ñ ôåêàëüíî-îðàëüíûì ìåõàíèçìîì ïåðåäà÷è, îñóùåñòâëÿåìûì ïèùåâûì, âîäíûì è êîíòàêòíî-áûòîâûì ïóòÿìè.
Íà óðîâåíü çàáîëåâàåìîñòè îñòðûìè êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè â êðàå îêàçûâàåò âëèÿíèå êà÷åñòâî ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ. Òàê, â 2014 ãîäó óäåëüíûé âåñ ïðîá, íå îòâå÷àþùèõ ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèì íîðìàòèâàì ïî ìèêðîáèîëîãè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì, ïðîäóêòîâ, èìåþùèõ íàèáîëüøåå ýïèäåìè÷åñêîå çíà÷åíèå, ñîñòàâèë: ðûáà è ðûáíûå ïðîäóêòû – 11,3 %, ìîëîêî è ìîëî÷íûå ïðîäóêòû – 10,2 %, ìÿñî – 3,9 %, ïòèöà – 5,8 %, êóëèíàðíûå èçäåëèÿ – 5,2 %, êîíäèòåðñêèå èçäåëèÿ – 7,98 %, ïëîäîâîîâîùíàÿ ïðîäóêöèÿ – 4,5 %.
Ïðè÷èíàìè äåòñêîé çàáîëåâàåìîñòè î÷åíü ÷àñòî ñëóæèò íåñîáëþäåíèå ðîäèòåëÿìè ýëåìåíòàðíûõ ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû ïðè êîðìëåíèè ìàëîëåòíèõ äåòåé è ïðèãîòîâëåíèè ïèùè äëÿ íèõ, íåñîáëþäåíèå ïðàâèë ïðèãîòîâëåíèÿ äåòñêèõ ìîëî÷íûõ ñìåñåé, ñðîêîâ è óñëîâèé èõ ðåàëèçàöèè, ëè÷íîé ãèãèåíû ìàòåðè ïðè ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè è óõîäå çà ðåáåíêîì ïåðâîãî ãîäà æèçíè.
Ñðåäè ïèùåâûõ ôàêòîðîâ, âûçûâàþùèõ áîëåçíü, ïðåîáëàäàþò ôðóêòîâûå ñîêè, ôðóêòîâûå è îâîùíûå ïþðå ñîáñòâåííîãî ïðèãîòîâëåíèÿ èç ïëîõî âûìûòûõ ôðóêòîâ è îâîùåé.
Çàðàæåíèå ÎÊÈ ìîæåò ïðîèñõîäèòü ÷åðåç âîäó, ïðè èñïîëüçîâàíèè äëÿ ïèòüÿ âîäû, çàãðÿçíåííîé âîçáóäèòåëÿìè ÎÊÈ, à òàêæå ïðè ïîïàäàíèè âîäû â îðãàíèçì âî âðåìÿ êóïàíèÿ â îòêðûòûõ âîäî¸ìàõ, áàññåéíàõ.
Âîçíèêíîâåíèþ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ñïîñîáñòâóåò è íèçêàÿ ñàíèòàðíàÿ êóëüòóðà íàñåëåíèÿ. Ïðè ïîÿâëåíèè ïåðâûõ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ íå êàæäûé ÷åëîâåê îáðàùàåòñÿ ê âðà÷ó, à çàíèìàåòñÿ áîëüøåé ÷àñòüþ ñàìîëå÷åíèåì. Ýòî ïðèâîäèò ê èñ÷åçíîâåíèþ íà êîðîòêîå âðåìÿ êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ, ïåðåõîäîì çàáîëåâàíèÿ â õðîíè÷åñêóþ ôîðìó. Áîëüíîé ñòàíîâèòñÿ íîñèòåëåì âîçáóäèòåëÿ èíôåêöèè (áàêòåðèîíîñèòåëåì) è èñòî÷íèêîì çàáîëåâàíèÿ äëÿ äðóãèõ.
Îñîáåííî îïàñíî, åñëè áàêòåðèîíîñèòåëåì ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåê, ðàáîòàþùèé â ñèñòåìå îáùåñòâåííîãî ïèòàíèÿ, íà âîäîçàáîðíûõ è âîäîïðîâîäíûõ ñîîðóæåíèÿõ, çàíÿòûé îáñëóæèâàíèåì äåòåé è áîëüíûõ â ñòàöèîíàðå.
Çàáîëåâàíèÿ ÎÊÈ ìîãóò ïåðåäàâàòüñÿ ïðè êîíòàêòå ñ áîëüíûì ÷åëîâåêîì. Íåðÿøëèâîñòü áîëüíûõ, à òàêæå ëèö, óõàæèâàþùèõ çà íèìè, ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ìèêðîñêîïè÷åñêèå ÷àñòèöû èñïðàæíåíèé, ñîäåðæàùèå âîçáóäèòåëåé èíôåêöèè, ïîïàäàþò íà ðóêè, à çàòåì íà ïèùó, ïîñóäó, ìåáåëü, èãðóøêè è äðóãèå ïðåäìåòû äîìàøíåãî îáèõîäà.
Ïðîôèëàêòèêà îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé âî ìíîãîì çàâèñèò îò ñòðîãîãî ñîáëþäåíèÿ ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû.
4896
Источник
Çàáîëåâàíèÿ êèøå÷íîãî òðàêòà, âîçáóäèòåëè è ïóòè çàðàæåíèÿ. Ñèìïòîìû è ïðîòåêàíèå áîëåçíè. Êëàññèôèêàöèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ. Ïðîôèëàêòèêà êèøå÷íûõ èíôåêöèé â äåòñêîì ñàäó. Êàðàíòèííûå ìåðû ïðè âûÿâëåíèè ÎÊÈ â äåòñêîì ñàäó.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ãîñóäàðñòâåííîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå ßðîñëàâñêîé îáëàñòè Ðûáèíñêèé ïåäàãîãè÷åñêèé êîëëåäæ
Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà
Ïî äèñöèïëèíå
«Îñíîâû ïåäèàòðèè è ãèãèåíû äåòåé ðàííåãî è äîøêîëüíîãî âîçðàñòà»
íà òåìó
«Êèøå÷íûå èíôåêöèè ó äåòåé. Ñèìïòîìû è ïðîôèëàêòèêà â äåòñêîì ñàäó»
Ñòóäåíò ãðóïïû Ä 41 Öàðåâà Í.Ñ
Ðóêîâîäèòåëü Øàïèðî Ò.Ã
Ðûáèíñê 2010ã.
Ñîäåðæàíèå ðàáîòû
Ââåäåíèå
1. Êèøå÷íûå èíôåêöèè ó äåòåé
1.1 Âîçáóäèòåëè è ïóòè çàðàæåíèÿ
1.2 Êëàññèôèêàöèÿ êèøå÷íûõ èíôåêöèé
1.2.1 Êëàññèôèêàöèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî ñòðóêòóðå (ýòèîëîãèè)
1.2.2 Êëàññèôèêàöèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî êëèíè÷åñêîé ôîðìå 4 çàáîëåâàíèÿ ( ïîñèíäðîìíûé äèàãíîç).
1.2.3 Êëàññèôèêàöèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ
1.2.4 Êëàññèôèêàöèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî õàðàêòåðó ñòóëà
2. Ñèìïòîìû è ïðîòåêàíèå áîëåçíè
3. Ïðîôèëàêòèêà êèøå÷íûõ èíôåêöèé â äåòñêîì ñàäó
4. Êàðàíòèííûå ìåðû ïðè âûÿâëåíèè ÎÊÈ â äåòñêîì ñàäó
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê èñòî÷íèêîâ è ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
Îòêóäà áåð¸òñÿ êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ?
Êèøå÷íûå èíôåêöèè îáèòàþò ïîâñþäó – îíè îñåäàþò íà îâîùàõ, ôðóêòàõ, ÿãîäàõ, íà øåðñòè æèâîòíûõ, îñåäàþò íà ãðÿçíûõ ëàäîøêàõ. À îñîáåííî ýòè âðåäîíîñíûå ìèêðîîðãàíèçìû îïàñíû ëåòîì, êîãäà áëàãîäàðÿ æàðå èì îáåñïå÷åíà íàèáîëåå îïòèìàëüíàÿ òåìïåðàòóðà äëÿ ðàçìíîæåíèÿ.
Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè (ÎÊÈ) – ýòî ãðóïïà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ÷åëîâåêà, âûçûâàåìûõ ïàòîãåííûìè (øèãåëëû, ñàëüìîíåëëû è äð.) è óñëîâíî-ïàòîãåííûìè áàêòåðèÿìè (ïðîòåé, êëåáñèåëëû, êëîñòðèäèè è äð.), âèðóñàìè (ðîòà-, àñòðî-, êàëèöè-, ãðóïïû Íîðôîëêà è äð.) è ïðîñòåéøèìè (àìåáà ãèñòîëèòèêà, êðèïòîñïîðèäèè, áàëàíòèäèÿ êîëè è äð.), õàðàêòåðèçóþùèõñÿ ïîðàæåíèåì æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ñ ðàçâèòèåì ñèìïòîìîâ òîêñèêîçà è äåãèäðàòàöèè ( îáåçâîæèâàíèÿ, ýêñèêîçà).
Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè (ÎÊÈ) äî íàñòîÿùåãî âðåìåíè çàíèìàëè âåäóùåå ìåñòî â èíôåêöèîííîé ïàòîëîãèè äåòñêîãî âîçðàñòà, óñòóïàÿ ïî çàáîëåâàåìîñòè òîëüêî ãðèïïó è îñòðûì ðåñïèðàòîðíûì èíôåêöèÿì.
Ïî äàííûì Âñåìèðíîé Îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ â íàøåé ñòðàíå åæåãîäíî ôèêñèðóåòñÿ íå ìåíåå 500 òûñ. îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ó äåòåé. Ãëàâíûì çàùèòíûì çâåíîì æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, êîòîðîå ñòîèò íà ïóòè ïðîíèêíîâåíèÿ áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ, ÿâëÿåòñÿ êèøå÷íûé ñëèçèñòûé áàðüåð, îäíèì èç îñíîâíûõ êîìïîíåíòîâ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ñåêðåòîðíûé èììóíîãëîáóëèí À, âûðàáîòêà êîòîðîãî ó äåòåé ñíèæåíà. Êðîìå òîãî, ó äåòåé, â îòëè÷èå îò âçðîñëûõ, ñëàáåå äðóãèå çàùèòíûå ñèñòåìû æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà: ó íèõ âûðàáàòûâàåòñÿ ìåíüøå ñîëÿíîé êèñëîòû â æåëóäêå è ìåíüøå ñåêðåöèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, æåë÷è, êîòîðûå òàêæå ïðåïÿòñòâóþò âíåäðåíèþ áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ.
Ó äåòåé â îòëè÷èå îò âçðîñëûõ ÷àùå îòìå÷àþòñÿ òÿæåëûå ôîðìû êèøå÷íûõ èíôåêöèé, òàê êàê ó íèõ áûñòðåå íàñòóïàåò îáåçâîæèâàíèå, â ðåçóëüòàòå ïîòåðè âîäû ñ ðâîòîé è æèäêèì ñòóëîì, à êëåòêè äåòåé, êàê èçâåñòíî, íà 90% ñîñòîÿò èç âîäû è ñîëåé.
Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ïðè âîçíèêíîâåíèè ëþáîé èíôåêöèîííîé ïàòîëîãèè, â òîì ÷èñëå è êèøå÷íûõ èíôåêöèé, èìååò çíà÷åíèå íå òîëüêî êîëè÷åñòâî è áîëåçíåòâîðíîñòü ìèêðîáîâ, ïîïàâøèõ â æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò ìàëûøà, íî è èñõîäíîå ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ ðåáåíêà.
1. Êèøå÷íûå èíôåêöèè ó äåòåé
1.1 Âîçáóäèòåëè è ïóòè çàðàæåíèÿ
Êèøå÷íûå èíôåêöèè âûçûâàþòñÿ ðàçíûìè ìèêðîîðãàíèçìàìè: âèðóñàìè, áàêòåðèÿìè, ãðèáàìè, ïðîñòåéøèìè, ó íàñ â ñòðàíå ýòî ïðåèìóùåñòâåííî áàêòåðèè: äèçåíòåðèéíàÿ ïàëî÷êà, ñàëüìîíåëëû, ýøåðèõèè. Âñòðå÷àþòñÿ è äðóãèå áàêòåðèàëüíûå èíôåêöèè. Ó ìàëåíüêèõ äåòåé èõ âîçáóäèòåëåì ìîãóò ñòàòü óñëîâíî-ïàòîãåííûå áàêòåðèè — ìèêðîáû, êîòîðûå âõîäÿò â ñîñòàâ íîðìàëüíîé ìèêðîôëîðû, íî ïðè îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ âûçûâàþò çàáîëåâàíèå. Ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè òàêèìè óñëîâèÿìè ÿâëÿåòñÿ íåçðåëîñòü èììóííîé ñèñòåìû, ÷àñòûé áåñêîíòðîëüíûé ïðèåì àíòèáèîòèêîâ.
Âîçáóäèòåëÿìè êèøå÷íûõ èíôåêöèé ìîãóò áûòü è âèðóñû; ñàìàÿ ðàñïðîñòðàíåííàÿ ñðåäè òàêèõ èíôåêöèé — ðîòîâèðóñíàÿ, ýòî òàê íàçûâàåìûé «æåëóäî÷íûé ãðèïï», êîòîðûì îáû÷íî áîëåþò â çèìíåå âðåìÿ.
Îñíîâíîé ïóòü çàðàæåíèÿ êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè — ôåêàëüíî-îðàëüíûé, ïðè êîòîðîì âîçáóäèòåëü çàáîëåâàíèÿ ïðîíèêàåò â ðîò ðåáåíêà. Òàêîé ïóòü çàðàæåíèÿ ðåàëèçóåòñÿ ÷åðåç çàãðÿçíåííûå âîäó, èãðóøêè, ñîñêè, åäó, ïðåäìåòû îáèõîäà. Òàê, âçÿâ â ðîò óïàâøóþ èãðóøêó èëè ñîñêó, ðåáåíîê ìîæåò ïîëó÷èòü ïîðöèþ âîçáóäèòåëåé êèøå÷íûõ èíôåêöèé.
Ëåòîì âîçáóäèòåëåé êèøå÷íûõ èíôåêöèé íåðåäêî íàõîäÿò â âîäîåìàõ, îñîáåííî ñòîÿ÷èõ. Ðåáåíîê ìîæåò çàðàçèòüñÿ, íå òîëüêî ïîïèâ âîäû, íî è âäîõíóâ åå èëè çàãëîòèâ áðûçãè.
Ëþáûå ìèêðîáû è âèðóñû ìîãóò ïîïàäàòü â ðîò ìàëûøó îò ðîäèòåëåé èëè ëþäåé, êîòîðûå óõàæèâàþò çà ðåáåíêîì, ÷åðåç ãðÿçíûå ðóêè âçðîñëûõ. Òàêîé ïóòü íàèáîëåå âåðîÿòåí ïðè êîðìëåíèè ñàìîñòîÿòåëüíî ïðèãîòîâëåííûìè ñîêàìè èç íåäîñòàòî÷íî ïðîìûòûõ ôðóêòîâ è ÿãîä.
Çàðàæåíèå ìîæåò ïðîèçîéòè è ïðè êîíòàêòå äåòåé ñ èíôèöèðîâàííûìè æèâîòíûìè, åñëè ðåáåíîê, ïîãëàäèâ æèâîòíîå, íà øåðñòè êîòîðîãî íàõîäèëèñü âîçáóäèòåëè êèøå÷íûõ èíôåêöèé, çàòåì áåðåò ðóêè â ðîò èëè íåìûòûìè ðóêàìè òðîãàåò èãðóøêè, à òåì áîëåå ïèùó.
1.2 Êëàññèôèêàöèÿ êèøå÷íûõ èíôåêöèé
1.2.1 Êëàññèôèêàöèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî ñòðóêòóðå (ýòèîëîãèè)
– Äèçåíòåðèÿ ( øèãåëëåç). Çàíèìàåò ïåðâîå ìåñòî ñðåäè çàáîëåâàíèé ó äåòåé, îñîáåííî äîøêîëüíîãî è øêîëüíîãî âîçðàñòà. Äèçåíòåðèéíàÿ ïàëî÷êà ÷àùå ïîïàäàåò â æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò ñ íåêà÷åñòâåííûìè ìîëî÷íûìè ïðîäóêòàìè, âîäîé.
– Ñàëüìîíåëëåçû. Ïîðàæàþòñÿ äåòè âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï. Ñàëüìîíåëëû, íàèáîëåå ÷àñòûå âîçáóäèòåëè îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé, øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûå âî âñåì ìèðå áëàãîäàðÿ ïðîìûøëåííîìó ïòèöåâîäñòâó, ÷àùå âñåãî ïîïàäàþò â æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò ñ ìÿñîì ïòèöû è ÿéöàìè. Âî âðåìÿ ïîòðîøåíèÿ çàðàæåííûõ êóð ýòè áàêòåðèè çàðàæàþò âñþ ëèíèþ, íà êîòîðîé îáðàáàòûâàåòñÿ ìÿñî ïòèöû. Ñàëüìîíåëëû óñòîé÷èâû ê çàìîðàæèâàíèþ, ïîãèáàþò òîëüêî ïðè òåïëîâîé îáðàáîòêå. Íî åñëè íåñòè èç ìàãàçèíà ìÿñî çàðàæåííîé ïòèöû â îäíîì ïàêåòå, ê ïðèìåðó, ñ õëåáîì, òî â äàëüíåéøåì çàðàæåíèå ïðîèçîéäåò èìåííî ÷åðåç õëåá, à íå ÷åðåç êóðèöó, ïîäâåðãøóþñÿ òåïëîâîé îáðàáîòêå. Ïðè íàëè÷èè íåáîëüøèõ òðåùèí íà ÿéöàõ â íèõ òàêæå âîçìîæíî ïîïàäàíèå ñàëüìîíåëë, ïîýòîìó ÿéöà òàêæå ìîãóò ñòàòü èñòî÷íèêîì çàðàæåíèÿ. Ñàëüìîíåëëû ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ è ÷åðåç ìîëîêî.
– Êîëè èíôåêöèè ( ýøåðèõèîçû).
– Êèøå÷íûå çàáîëåâàíèÿ, âûçâàííûå ñòàôèëîêîêêîì ( â îñíîâíîì ïàòîãåííûì øòàììîì Staphilococcus aureus), èåðñèíèÿìè ( â ÷àñòíîñòè Yersinia enterocolitica), ýíòåðîêîêêîì, êàìïèëîáàêòåð, ïðåäñòàâèòåëÿìè óñëîâíî-ïàòîãåííîé ôëîðû ( ïðîòåé, êëåáñèåëëà – àáñîëþòíî íå÷óâñòâèòåëüíà ê àíòèáèîòèêàì, öèòðîáàêòåð), ãðèáû ðîäà Candida ( ïîðàæåíèå âñåãî ÆÊÒ âñëåäñòâèå òîãî ÷òî ó äåòåé èìååòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèé èììóíîäåôèöèò).
– Âèðóñíûå êèøå÷íûå èíôåêöèè. Íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìåþò òàêèå âèðóñû êàê: ðîòàâèðóñ. Òàêæå èìåþò çíà÷åíèå â âîçíèêíîâåíèè êèøå÷íîãî ñèíäðîìà: àäåíîâèðóñ ( îäíîìîìåíòíî ìîæåò áûòü ðÿä ñèìïòîìîâ: íàñìîðê, êàøåëü, êîíúþíêòèâèò, âûðàæåííûé ïîíîñ è ò.ä.); ýíòåðîâèðóñ (ýòî âîçáóäèòåëü ýíòåðîâèðóñíûõ çàáîëåâàíèé êîòîðûå ìîãóò ïðîòåêàòü ñ ìåíèíãèòîì, ïîëèîìèåëèòîïîäîáíûì ñèíäðîìîì , â òîì ÷èñëå ñ äèàðåéíûì ñèíäðîìîì è ñûïüþ).  îñíîâíîì èíôèöèðîâàíèå ýíòåðîâèðóñîì èäåò ïðè êóïàíèè â âîäîåìàõ â êîòîðûå èäåò êîììóíàëüíî-áûòîâîé ñòîê.
Äàííûé ïåðå÷åíü âîçáóäèòåëåé ÎÊÈ äàëåêî íå ïîëîí, ìíîãèå èç íèõ íåäîñòàòî÷íî èçó÷åíû, îòêðûâàþòñÿ âñå íîâûå âîçáóäèòåëè ÎÊÈ.
1.2.2 Êëàññèôèêàöèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî êëèíè÷åñêîé ôîðìå çàáîëåâàíèÿ ( ïîñèíäðîìíûé äèàãíîç)
– Îñòðûé ãàñòðèò, êîãäà çàáîëåâàíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ òîëüêî ñèíäðîìîì ðâîòû, íåò ðàññòðîéñòâ ñî ñòîðîíû êèøå÷íèêà. Ýòî áûâàåò ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà ïðè ïèùåâûõ îòðàâëåíèÿõ.
– Îñòðûé ýíòåðèò: îòñóòñòâóåò ñèíäðîì ðâîòû, íî åñòü ñèíäðîì äèàðåè – ñòóë ÷àñòûé, æèäêèé.
– Îñòðûé ãàñòðîýíòåðèò âñòðå÷àåò ÷àùå âñåãî: åñòü ñèíäðîì ðâîòû, îáåçâîæèâàíèÿ, äèàðåè.
– Îñòðûé ýíòåðîêîëèò – ïîðàæåíèå âñåãî êèøå÷íèêà
1.2.3 Êëàññèôèêàöèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ
– Òèïè÷íûå ôîðìû: ëåãêàÿ, ñðåäíåòÿæåëàÿ, òÿæåëàÿ. Òÿæåñòü îïðåäåëÿåòñÿ ïî: âûñîòå òåìïåðàòóðû, ÷àñòîòå ðâîòû, ÷àñòîòå ñòóëà, âûðàæåííîñòè ñèìïòîìà èíòîêñèêàöèè è îáåçâîæèâàíèÿ.
– Àòèïè÷íûå ôîðìû:
· Ñòåðòûå ôîðìû: ñêóäíûé ñèìïòîìîêîìïëåêñ – êàøèöåîáðàçíûé ñòóë 1-2 ðàçà, ñóáôåáðèëüíîå îäíîêðàòíîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû îòñóòñòâèå ðâîòû, ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Äèàãíîç ñòàâèòñÿ ïî áàêòåðèîëîãè÷åñêîìó è ñåðîëîãè÷åñêîìó ïîäòâåðæäåíèþ.
· Áåññèìïòîìíàÿ ôîðìà: ïîëíàÿ îòñóòñòâèå êàêèõ-ëèáî ñèìïòîìîâ. Äèàãíîç ñòàâÿò ïî âûñåâó ðåáåíêà.
· Áàêòåðèîíîñèòåëüñòâî – ýòî ïîëíîå îòñóòñòâèå êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé, èìååòñÿ ëèøü òðàíçèòîðíîå, îäíîêðàòíîå âûäåëåíèå ìèêðîáà. Ñòàâèòü òàêîé äèàãíîç äîñòàòî÷íî ðèñêîâàííî, ïîòîìó ÷òî âîçìîæíîñòè îáñëåäîâàíèÿ â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ íåò.
· Ãèïåðòîêñè÷åñêàÿ ôîðìà. Çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ î÷åíü áóðíî, îñòðî, ñ ðàçâèòèåì èíîãäà èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêîãî øîêà (1-3 ñòåïåíè), õàðàêòåðèçóþùååñÿ âûðàæåííûìè òîêñè÷åñêèìè ñèìïòîìàìè è ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâèåì ìåñòíûõ èçìåíåíèé (êèøå÷íèê èíòàêòåí òàê êàê èçìåíåíèÿ íå óñïåâàþò ðàçâèòüñÿ).
Ïðè îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêèé øîê âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî.
1.2.4 Êëàññèôèêàöèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî õàðàêòåðó ñòóëà
– Ñåêðåòîðíûé (âîäÿíèñòûé) ñòóë. Òàêèå çàáîëåâàíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ æèäêèì âîäÿíèñòûì ñòóëîì. Âèðóñû è òîêñèíû, âûðàáàòûâàåìûå áàêòåðèÿìè, êàê áû çàñòàâëÿþò êëåòêó «ïëàêàòü», è ýïèòåëèîöèòû — êëåòêè, âûñòèëàþùèå æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò, òåðÿþò ñïîñîáíîñòü âñàñûâàòü âîäó; òàê ïîÿâëÿåòñÿ æèäêèé âîäÿíèñòûé ñòóë.
– Âîñïàëèòåëüíûé (èíâàçèâíûé) ñòóë.  ýòîì ñëó÷àå ìèêðîá ïîïàäàåò âíóòðü êëåòêè, ðàçðóøàÿ åå.  ñòóëå ìîæíî óâèäåòü ñëèçü, êðîâü, çåëåíü, ãíîé, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î ðàçðóøåíèè êëåòîê êèøå÷íîãî ýïèòåëèÿ. Òàêîâûìè ÷àùå áûâàþò áàêòåðèàëüíûå èíôåêöèè.
2. Ñèìïòîìû è ïðîòåêàíèå áîëåçíè
Ðàçíûå ìèêðîîðãàíèçìû, âûçûâàþùèå êèøå÷íûå èíôåêöèè, ïîðàæàþò òîò èëè èíîé îòäåë æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Òàê, íàïðèìåð, ñàëüìîíåëëû «âûáèðàþò» ïðåèìóùåñòâåííî òîíêèé êèøå÷íèê. Ïðîòåêàíèå áîëåçíè çàâèñèò îò âèäà âîçáóäèòåëÿ, âîçðàñòà ðåáåíêà, ñòàäèè âûÿâëåíèè è ñâîåâðåìåííîñòè ëå÷åíèÿ.
Âñå êèøå÷íûå èíôåêöèè ïðîõîäÿò ÷åðåç èíêóáàöèîííûé ïåðèîä, íà÷àëüíûé, ðàçãàð çàáîëåâàíèÿ è âûçäîðîâëåíèå.
×åì ìëàäøå ðåáåíîê, òåì àãðåññèâíåå âåäåò ñåáÿ èíôåêöèÿ, î÷åíü áûñòðî ðàçâèâàÿñü è ïðèâîäÿ ê óõóäøåíèþ ñîñòîÿíèÿ:
– ïîâûøåíèþ òåìïåðàòóðû;
– ïîñòîÿííîé ðâîòå;
– ïîíîñå.
Çàòåì ñòóë ïîïîëíÿåòñÿ ñëèçüþ, â íåì ïîÿâëÿþòñÿ ïðîæèëêè êðîâè, ïðîöåññ äåôåêàöèè âûçûâàåò áîëü.
Äèçåíòåðèÿ – î÷åíü ÷àñòî âîçíèêàåò ó äîøêîëüíèêîâ è äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà, íî ìîæåò ïðîòåêàòü â ñëàáîé ôîðìå, äàæå áåç áîëè â æèâîòå è ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû, ÷òî çàòðóäíÿåò äèàãíîñòèêó.
Íî ïðè ïåðâûõ ïðèçíàêàõ ðåáåíêà íóæíî îòâåñòè ê âðà÷ó, ÷òîáû ïðîâåñòè àíàëèç êàëà è âûÿâèòü âîçáóäèòåëÿ èíôåêöèè.
Îáåçâîæèâàíèå – íàèáîëüøàÿ óãðîçà ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ è ïîòåðÿ îðãàíèçìîì ïîëåçíûõ ñîëåé è ìèíåðàëîâ.
Îáû÷íî êèøå÷íûå èíôåêöèè ó äåòåé èìåþò ñëåäóþùèå ñèìïòîìû:
– ðåçêèé ñêà÷îê òåìïåðàòóðû;
– âÿëîñòü, ðâîòà, áîëè â æèâîòå;
– ïîíîñ;
– ãîëîâíàÿ áîëü;
– îòêàç îò åäû;
– ñóõèå ãóáû;
– ãðîçíûì ñèìïòîìîì, ãîâîðÿùèì î êðàéíåé òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ, ÿâëÿåòñÿ îòñóòñòâèå ìî÷è ó ðåáåíêà áîëåå 6 ÷àñîâ.
Ïðîäîëæèòåëüíîñòü èíêóáàöèîííîãî ïåðèîäà — ïåðèîäà îò ïîïàäàíèÿ â îðãàíèçì áîëåçíåòâîðíûõ áàêòåðèé èëè âèðóñîâ äî ïîÿâëåíèÿ ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ — çàâèñèò îò òîãî, êàêèìè ìèêðîîðãàíèçìàìè âûçâàíî çàáîëåâàíèå è îò èõ êîëè÷åñòâà, ïîïàâøåãî â ðîò ðåáåíêó: ÷åì áîëüøå âîçáóäèòåëåé, òåì êîðî÷å ýòîò ïåðèîä. Ýòî âðåìÿ ìîæåò ñîñòàâëÿòü îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî ñåìè äíåé (÷àùå îíî íå ïðåâûøàåò 3 äíåé).
Ïî äëèòåëüíîñòè êèøå÷íûå èíôåêöèè ìîãóò áûòü:
-îñòðûìè (æèäêèé ñòóë ñîõðàíÿåòñÿ íå áîëåå 2 íåäåëü);
-çàòÿæíûìè (æèäêèé ñòóë — îò 2 íåäåëü äî 2 ìåñÿöåâ);
-õðîíè÷åñêèìè (ïîíÿòèå õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè â áîëüøåé ñòåïåíè îòíîñèòñÿ ê äèçåíòåðèè);
íî ïîñêîëüêó ñåé÷àñ íå ðåãèñòðèðóåòñÿ õðîíè÷åñêîé äèçåíòåðèè, ò.ê. ïîÿâèëèñü ñîâðåìåííûå àíòèáàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû, ñïîñîáíûå àäåêâàòíî áîðîòüñÿ ñ ýòîé èíôåêöèåé, òî â íàñòîÿùåå âðåìÿ õðîíè÷åñêèå êèøå÷íûå èíôåêöèè ïðàêòè÷åñêè íå âñòðå÷àþòñÿ).
êèøå÷íûé èíôåêöèÿ äåòè âîçáóäèòåëü
3. Ïðîôèëàêòèêà êèøå÷íûõ èíôåêöèé â äåòñêîì ñàäó
Ðàñïðîñòðàíåíèå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé â äåòñêèõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ íàõîäèòñÿ â ïðÿìîé çàâèñèìîñòè îò ñàíèòàðíîãî ñîäåðæàíèÿ ïîìåùåíèé è ñîáëþäåíèÿ ïðàâèë ñàíèòàðíî-ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêîãî ðåæèìà. Íàñòîÿùèå ïðàâèëà ïðåäóñìàòðèâàþò:
1) ðàçìåùåíèå äåòåé ïî ãðóïïàì ñòðîãî íà îñíîâàíèè ñóùåñòâóþùèõ ñàíèòàðíûõ íîðì;
2) ãðóïïîâóþ èçîëÿöèþ äåòåé;
3) çàêðåïëåíèå ïåðñîíàëà çà êàæäîé ãðóïïîé;
4) ñòðîãî èíäèâèäóàëüíûé óõîä çà äåòüìè;
5) ñîáëþäåíèå ëè÷íîé ãèãèåíû äåòüìè è ïåðñîíàëîì;
6) îáåñïå÷åíèå ãðóïïû îòäåëüíîé ñòîëîâîé ïîñóäîé, èãðóøêàìè, ãîðøêàìè, óáîðî÷íûì èíâåíòàðåì è ò. ä.;
7) ðàçäåëüíîå ïðèìåíåíèå óáîðî÷íîãî èíâåíòàðÿ â ãðóïïàõ, ãîðøå÷íûõ, ïèùåáëîêå;
8) âûäåëåíèå îòäåëüíûõ õàëàòîâ, ïðåäíàçíà÷åííûõ äëÿ êîðìëåíèÿ, óõîäà çà äåòüìè, óáîðêè ãîðøå÷íîé;
9) ðàçäåëüíûé ñáîð ïåëåíîê è áåëüÿ, çàãðÿçíåííîãî âûäåëåíèÿìè, îò îñòàëüíîãî ãðÿçíîãî áåëüÿ;
10) ðàñïðåäåëåíèå ðàáîòû ïåðñîíàëà òàê, ÷òîáû óáîðêîé ïîìåùåíèÿ, âûñàæèâàíèåì íà ãîðøêè, ñäà÷åé ãðÿçíîãî áåëüÿ è êîðìëåíèåì, óìûâàíèåì äåòåé è ò. ä. çàíèìàëèñü ðàçíûå ëèöà.
Âñå ïîìåùåíèÿ äåòñêèõ ó÷ðåæäåíèé äîëæíû ñîäåðæàòüñÿ â îáðàçöîâîì ïîðÿäêå è ÷èñòîòå. Óáîðêó ïîìåùåíèé ñëåäóåò ïðîâîäèòü åæåäíåâíî îáÿçàòåëüíî âëàæíûì ñïîñîáîì ïðè îòêðûòûõ îêíàõ èëè ôðàìóãàõ. Ãåíåðàëüíàÿ óáîðêà äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ åæåíåäåëüíî ñ ïðèìåíåíèåì ìîþùèõ è äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ.
Èãðóøêè äîëæíû ìûòüñÿ 2 ðàçà â äåíü ãîðÿ÷åé âîäîé ñî ùåòêîé è ìûëîì. Ñòîëû äîëæíû ïðîìûâàòüñÿ ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè ñïåöèàëüíî âûäåëåííîé äëÿ ýòîãî âåòîøüþ. Ïîñóäà ïîñëå êàæäîãî óïîòðåáëåíèÿ îñâîáîæäàåòñÿ îò îñòàòêîâ ïèùè è îáåçæèðèâàåòñÿ ïóòåì ïðîìûâàíèÿ â ãîðÿ÷åé âîäå ñ äîáàâëåíèåì ïèòüåâîé ñîäû èëè ãîð÷èöû, çàòåì îáëèâàåòñÿ êèïÿòêîì. Âûìûòàÿ ïîñóäà ïðîñóøèâàåòñÿ íà ïîëêàõ-ðåøåòêàõ. Áåëüå ïîñëå óïîòðåáëåíèÿ ñêëàäûâàþòñÿ â ñïåöèàëüíûé áàê, âåäðî ñ êðûøêîé èëè êëååí÷àòûé ìåøîê.  êîíöå äíÿ ãðÿçíîå áåëüå â êëååí÷àòûõ ìåøêàõ äîñòàâëÿåòñÿ â ïðà÷å÷íóþ.
Ïîëû â òóàëåòàõ, óíèòàçû ìîþò 2 ðàçà â äåíü ãîðÿ÷åé âîäîé ñ ïðèìåíåíèåì ìîþùèõ ñðåäñòâ.  ÿñåëüíûõ è ìëàäøèõ äîøêîëüíûõ ãðóïïàõ ïîëû ìîþò ïîñëå êàæäîãî âûñàæèâàíèÿ äåòåé íà ãîðøêè. Ãîðøêè ïîñëå êàæäîãî èñïîëüçîâàíèÿ ìîþòñÿ ïðîòî÷íîé âîäîé âíóòðè ïðè ïîìîùè êâà÷à èëè ùåòêè è îáåççàðàæèâàþòñÿ â òå÷åíèå 30 ìèí.
Óáîðî÷íûé èíâåíòàðü (òðÿïêè, âåäðà, ùåòêè) ìàðêèðóþòñÿ è õðàíÿòñÿ â òóàëåòíîé êîìíàòå â ñïåöèàëüíîì øêàôó, ðàçäåëüíî äëÿ ãðóïïîâîé êîìíàòû è òóàëåòà. Âåñü óáîðî÷íûé èíâåíòàðü ïîñëå èñïîëüçîâàíèÿ ñëåäóåò ïðîìûâàòü ãîðÿ÷åé âîäîé ñ ìîþùèìè ñðåäñòâàìè. Äåçèíôèöèðóþùèå ðàñòâîðû äîëæíû õðàíèòüñÿ â ïðîõëàäíîì ìåñòå, â òåìíîé çàêðûòîé ïîñóäå, â ìåñòàõ, íåäîñòóïíûõ äåòÿì. Ïðèãîòîâëåíèå îñíîâíûõ èñõîäíûõ äåçèíôèöèðóþùèõ ðàñòâîðîâ âõîäèò â îáÿçàííîñòè ñòàðøåé ìåäèöèíñêîé ñåñòðû. Îíà æå îòâå÷àåò çà êà÷åñòâåííîå ïðîâåäåíèå äåçèíôåêöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé â äåòñêîì ó÷ðåæäåíèè.
Îòâåòñòâåííîñòü çà âûïîëíåíèå ñàíèòàðíûõ ïðàâèë âîçëàãàåòñÿ íà çàâåäóþùóþ äåòñêèì äîøêîëüíûì ó÷ðåæäåíèåì. Ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë îñóùåñòâëÿåò ïîâñåäíåâíûé êîíòðîëü çà ñîáëþäåíèåì ñàíèòàðíî-ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêîãî ðåæèìà â äåòñêîì äîøêîëüíîì ó÷ðåæäåíèè.
4. Êàðàíòèííûå ìåðû ïðè âûÿâëåíèè ÎÊÈ â äåòñêîì ñàäó
Ïðîâåäåíèå âñåãî êîìïëåêñà ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé äîëæíî íà÷èíàòüñÿ íåìåäëåííî ïîñëå óäàëåíèÿ áîëüíîãî ðåáåíêà èç ãðóïïû, íå äîæèäàÿñü îêîí÷àòåëüíîãî äèàãíîçà. Íà ãðóïïó, â êîòîðîé âûÿâëåí ñëó÷àé êèøå÷íîãî çàáîëåâàíèÿ, íàêëàäûâàåòñÿ êàðàíòèí ñðîêîì íà 7 äíåé. Ïîñëå èçîëÿöèè çàáîëåâøåãî ðåáåíêà ïðîâîäèòñÿ òùàòåëüíàÿ óáîðêà è äåçèíôåêöèÿ èãðóøåê, ïîñóäû, ïîëà, ãîðøêîâ è äð.
Íà ïåðèîä êàðàíòèíà óñèëèâàåòñÿ êîíòðîëü çà âûïîëíåíèåì ñàíèòàðíî-ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêîãî ðåæèìà, áîëüøå âíèìàíèÿ óäåëÿåòñÿ èíäèâèäóàëüíîìó óõîäó çà äåòüìè è ñîáëþäåíèþ ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû äåòüìè è ïåðñîíàëîì. Êðîìå òîãî, ââîäÿòñÿ äîïîëíèòåëüíûå ìåðîïðèÿòèÿ ïî òåêóùåé äåçèíôåêöèè: îáåççàðàæèâàòü ïîñóäó, èãðóøêè, óáîðî÷íûé èíâåíòàðü, ïîëû, áåëüå, äî îòïðàâêè â ïðà÷å÷íóþ, îáìûâíûå âîäû, èñïðàæíåíèÿ äåòåé è äð.
 ãðóïïå íà ïåðèîä êàðàíòèíà çà êîíòàêòíûìè äåòüìè è ïåðñîíàëîì óñòàíàâëèâàåòñÿ ìåäèöèíñêîå íàáëþäåíèå ñ äâóêðàòíûì èçìåðåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà â íà÷àëå è â êîíöå äíÿ è îñìîòðîì ñòóëà äåòåé. Äî îêîí÷àíèÿ êàðàíòèíà ïðèåì íîâûõ äåòåé è ïåðåâîä èç ãðóïïû â ãðóïïó êàê äåòåé, òàê è ïåðñîíàëà, à òàêæå ïåðåâîä äåòåé â äðóãèå äåòñêèå ó÷ðåæäåíèÿ âîçìîæåí òîëüêî ïî ðàçðåøåíèþ ýïèäåìèîëîãà.
Ïðè âîçíèêíîâåíèè ñëó÷àÿ êèøå÷íîãî çàáîëåâàíèÿ äîïóñêàåòñÿ îäíîêðàòíîå îäíîìîìåíòíîå áàêòåðèîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå äåòåé è ïåðñîíàëà ãðóïïû. Îòñóòñòâóþùèå íà ìîìåíò îáñëåäîâàíèÿ äåòè è ïåðñîíàë, îáùàâøèåñÿ ñ áîëüíûìè, íàáëþäàþòñÿ è îáñëåäóþòñÿ ïî ìåñòó æèòåëüñòâà. Ïðè âîçíèêíîâåíèè â ãðóïïå îäíîâðåìåííî äâóõ è áîëåå çàáîëåâàíèé äåòñêîå ó÷ðåæäåíèå äîëæíî îáñëåäîâàòüñÿ â äåíü ðåãèñòðàöèè çàáîëåâàíèé áðèãàäîé â ñîñòàâå âðà÷à-ýïèäåìèîëîãà, ïåäèàòðà-èíôåêöèîíèñòà, à ïðè ïîäîçðåíèè íà ïèùåâîé ôàêòîð ïåðåäà÷è èíôåêöèè — ñàíèòàðíûì âðà÷îì ïî ãèãèåíå ïèòàíèÿ.  ïåðâûé æå äåíü ïðîâîäèòñÿ áàêòåðèîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå êîíòàêòíûõ äåòåé è ïåðñîíàëà ãðóïïû. Ïðè îäíîâðåìåííîì ïîÿâëåíèè çàáîëåâàíèé â íåñêîëüêèõ ãðóïïàõ ó÷ðåæäåíèÿ îáñëåäóþòñÿ áàêòåðèîëîãè÷åñêè âñå êîíòàêòíûå äåòè, ïåðñîíàë ãðóïï, à òàêæå ðàáîòíèêè ïèùåáëîêà è âåñü äðóãîé îáñëóæèâàþùèé ïåðñîíàë. Êðàòíîñòü îáñëåäîâàíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ ýïèäåìèîëîãîì.
Çàêëþ÷åíèå
Îãðàíè÷åííîñòü ïðîñòðàíñòâà, ëè÷íûé êîíòàêò è íåñîáëþäåíèå ãèãèåíè÷åñêèõ ïðàâèë ñîçäàþò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ âîçáóäèòåëåé êèøå÷íûõ èíôåêöèé â ãðóïïàõ äåòñêîãî ñàäà. Çàáîëåâàåìîñòü ÎÊÈ âûñîêà è ðåãèñòðèðóåòñÿ â òå÷åíèå âñåãî ãîäà ñ ïîäúåìîì â ëåòíå-îñåííèé ïåðèîä. Áîëåþò âçðîñëûå è äåòè, íàèáîëåå ÷àñòî – äåòè â âîçðàñòå îò 1 ãîäà äî 7 ëåò.
Íàèáîëåå îïàñíû áîëüíûå ñ ëåãêèìè, ñòåðòûìè è áåññèìïòîìíûìè ôîðìàìè ÎÊÈ.  äåòñêèõ êîëëåêòèâàõ èñòî÷íèêàìè ýïèäåìè÷åñêèõ âñïûøåê íåðåäêî áûâàþò ðàáîòíèêè ïèùåáëîêîâ.
Ìåðîïðèÿòèÿ ïî ïðåäåëüíî âîçìîæíîìó îãðàíè÷åíèþ ôåêàëüíî-îðàëüíîãî ïóòè ïåðåäà÷è ìîãóò ñíèçèòü êîëè÷åñòâî êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé. Èñïîëüçîâàíèå îäíîðàçîâûõ ïåð÷àòîê ìîæåò áûòü ýôôåêòèâíûì, íî íå îòìåíÿåò ïðàâèëà õîðîøî ìûòü ðóêè.
Ñïèñîê èñòî÷íèêîâ è ëèòåðàòóðû
1. Äåòñêèé ñàä: Êíèãà äëÿ çàâåäóþùèõ / Ïîä ðåä. Ë. Ï. Òàðàñîâîé. Ì., 1982 ã.
2. Íîâàÿ àïòåêà ¹8: Èíòåðíåò-æóðíàë (https://www.nov-ap.ru), 2005.
3. Âîðîòûíöåâà Í.Â. Ìàçàíêîâà Ë.Í. Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè ó äåòåé: Áèáëèîòåêà ïðàêòèêóþùåãî âðà÷à. Ìåäèöèíà, 2001.
4. Ãèòóí Ò.Â. Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè. Êàê ñ íèìè áîðîòüñÿ. Ðèïîë Êëàññèê, 2008.
5. Ñåðãååâà Ê. Ì. Ïåäèàòðèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ. Ïèòåð, 2006.
6 .Ó÷àéêèí Â.Ô. Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè ó äåòåé (äèàãíîñòèêà, êëàññèôèêàöèÿ, ëå÷åíèå): Ïîñîáèå äëÿ âðà÷åé. Ì., 2003.
7. Õàð÷åíêî Ã. À. Êèøå÷íûå èíôåêöèè ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Ôåíèêñ, 2007.
8. ×àáîâñêàÿ À. Ï. Îñíîâû ïåäèàòðèè è ãèãèåíû äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ì., 1980.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ur
Источник