Егоров в и кишечные анастомозы

Егоров в и кишечные анастомозы
Название: Кишечные анастомозы. Физико-механические аспекты
Автор: Егоров В.И., Турусов В.А., Счастливцев И.В., Баранов А.О.
Год издания: 2002
Размер: 2.58 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский

В практическом руководстве “Кишечные анастомозы. Физико-механические аспекты” под ред., Егорова В.И., и соавт., рассматривает вопросы практического характера в абдоминальной хирургии. Представлены в виде механических законов кишечные анастомозы. Описаны экспериментальные методики наложения анастомозов, изложены известные методики и апробированные временем, дана рекомендация их использования. Для студентов-медиков, интернов, хирургов.

Эта книга удалена по требованию правообладателя

Также рекомендуем скачать

Егоров в и кишечные анастомозы
Название: Атлас осложнений хирургии грыж передней брюшной стенки.
Автор: Черепанин А.И., Поветкин А.П., Луцевич О.Э.
Год издания: 2017
Размер: 6.54 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга “Атлас осложнений хирургии грыж передней брюшной стенки” в редакции А.И. Черепанина с соавторами рассматривает такие вопросы, как классификация осложнений оперативного  лечения абдоминальных гры… Скачать книгу бесплатно

Егоров в и кишечные анастомозы
Название: Неотложная абдоминальная хирургия
Автор: Затевахин И.И., Кириенко А.И., Сажин А.В.
Год издания: 2018
Размер: 83.02 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство “Неотложная абдоминальная хирургия” под ред., Затевахина И.И., и соавт., рассматривает современные принципы ургентной хирургии живота. В книге рассмотрены вопросы организации … Скачать книгу бесплатно

Егоров в и кишечные анастомозы
Название: Непроходимость кишечника
Автор: Радзиховский А.П., Беляева О.А., Колесников Е.Б.
Год издания: 2012
Размер: 21.8 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство “Непроходимость кишечника” под ред., Радзиховского А.П., рассматривает вопросы лечебно-диагностического менеджмента ургентной хирургической патологии. Изложены основные дефини… Скачать книгу бесплатно

Егоров в и кишечные анастомозы
Название: Хирургия острого живота
Автор: Синенченко Г.И., Курыгина А.А.
Год издания: 2007
Размер: 71.96 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство “Хирургия острого живота” под ред., Синенченко Г.И., и соавт., рассматривает принципы диагностики и оперативного лечения острых заболеваний брюшной полости на догоспитальном и… Скачать книгу бесплатно

Егоров в и кишечные анастомозы
Название: Основы функциональной хирургической гастроэнтерологии
Автор: Жерлов Г.К.
Год издания: 2009
Размер: 17.82 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство “Основы функциональной хирургической гастроэнтерологии” под ред., Жерлова Г.К., рассматривает принципы хирургического лечения желудка и пищевода. Освещены основные этапы опера… Скачать книгу бесплатно

Егоров в и кишечные анастомозы
Название: Абдоминальная хирургия. Национальное руководство
Автор: Затевахин И.И., Кириенко А.И., Кубышкин В.А.
Год издания: 2016
Размер: 14 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство “Абдоминальная хирургия. Национальное руководство” под ред., Затевахина И.И., и соавт., рассматривает общие вопросы неотложной хирургии живота. Изложены ургентные патологическ… Скачать книгу бесплатно

Егоров в и кишечные анастомозы
Название: Избранные вопросы хирургии
Автор: Чиников М.А., Добровольский С.Р., Курбанов Ф.С., Веретник Г.И., Файбушевич А.Г.
Год издания: 2013
Размер: 9.42 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: В книге “Избранные вопросы хирургии” под ред., Чиникова М.А., и соавт., рассматриваются вопросы диагностики часто встречаемых хирургических заболеваний, их принципы лечения. Описана патология неотложн… Скачать книгу бесплатно

Егоров в и кишечные анастомозы
Название: Неотложная хирургия органов брюшной полости
Автор: Леванович В.В.
Год издания: 2007
Размер: 5.63 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Руководство “Неотложная хирургия органов брюшной полости. Учебное пособие” под ред., Левановича В.В., рассматривает практические и теоретические вопросы неотложной абдоминальной хирургии. Изложено опи… Скачать книгу бесплатно

Егоров в и кишечные анастомозы
Название: Неотложная абдоминальная хирургия
Автор: Гринберг А.А.
Год издания: 2000
Размер: 11.76 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Справочное пособие “Неотложная абдоминальная хирургия” под ред., Гринберга А.А., рассматривает алгоритм диагностики и лечебной тактики при ургентных ситуациях в хирургии. Представлены нозологические е… Скачать книгу бесплатно

Егоров в и кишечные анастомозы
Название: Грыжи живота
Автор: Шимко В.В., Сысолятин А.А.
Год издания: 2010
Размер: 4.38 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга “Грыжи живота” под ред., Шимко В.В., и соавт., рассматривает распространенность грыжевого процесса, его факторы риска, морфофункциональные изменения, патогенез образования грыж, их особенности л… Скачать книгу бесплатно

Источник

Оглавление темы “Перитонит.”:

1. Определение тяжести повреждения органов брюшной полости.

2. Перитонит. Классификация перитонита. Виды перитонита.

3. Ведение перитонита. Контроль за источником инфекции. Контроль за повреждениями в брюшной полости.

4. Агрессивные варианты ведения перетонита. Тактика при перетоните.

5. Интраабдоминальные абсцессы. Необходима ли перитонеальная бактериология?

6. Кишечные анастомозы. Идеальный анастомоз. За и против анастомоза.

7. Выбор техники анастомоза. Отечная кишка.

8. Техника наложения анастомоза. Контроль за анастомозом.

9. Когда не следует накладывать анастомоз? Противопоказания к наложению анастомоза.

10. Желудочно-кишечные кровотечения. Проблема желудочно-кишечных кровотечений.

Кишечные анастомозы. Идеальный анастомоз. За и против анастомоза.

Лучшее — враг хорошего, а первое впечатление наилучшее, зачем же его портить?

Идеальный анастомоз

Идеален тот кишечный анастомоз, который герметичен, а утечки (относительно редкие) представляют собой смертельно опасную беду. Кроме того, анастомоз не должен быть сужен, он обеспечивает нормальное функционирование ЖКТ даже в первые дни после его сформирования.

Каждый опытный хирург полагает, что именно его техника наложения анастомозов, которую он усвоил от своих учителей и закрепил собственным опытом, — «наилучшая». В практике применяют много методов: конец в конец, конец в бок или бок в бок; одно- или двухрядный шов, узловой или непрерывный, с применением плетеных или монофиламентных, рассасывающихся или нерассасывающихся нитей; а также мы даже знаем хирургов зараженных навязчивой идеей наложения анастомоза трехрядным узловым швом. Ко всему перечисленному добавим степлеры. Чему же отдать предпочтение?

Кишечные анастомозы. Идеальный анастомоз. За и против анастомоза

За и против анастомоза

Большое количество экспериментальных и клинических исследований позволяет сделать следующие заключения.

Утечки (несостоятельности) анастомоза. Расхождение анастомозов встречается независимо от методов их формирования, даже если они наложены без натяжения и при хорошем кровоснабжении анастомозируемой кишки.

Стриктуры (сужения) анастомоза. Однорядные анастомозы менее подвержены рубцовым сужениям, чем многорядные. Стриктуры чаще также осложняют анастомозы конец в конец, наложенные циркулярным степлером.

Неудачи наложения анастомоза. В целом степлеры более склонны к интраоперационным «осечкам»

Скорость наложения анастомоза. Механические анастомозы степлерами в среднем выполняются быстрее, чем ручным швом. Чем меньше слоев, тем быстрее накладывается анастомоз, а непрерывный шов занимает меньше времени, чем узловой. В целом на наложение двух кисетных швов для степлерного анастомоза нужно столько же времени, как для однорядного ручного непрерывного шва.

Шовный материал для анастомоза. Плетеные нити (шелк или викрил) пропиливают ткани и (по крайней мере в эксперименте) чаще вызывают воспаление и активацию коллагеназ, чем монофиламентный материал (полидеоксанон — ПДС или пролен). Хромированный кетгут слишком быстро рассасывается, чтобы обеспечить прочность анастомоза. Монофиламентная нить легче проскальзывает сквозь ткани и при непрерывном шве лучше распределяет натяжение вдоль всей окружности анастомоза.

Стоимость наложения анастомоза. Степлеры значительно дороже обычного шовного материала таким образом, материально более затратны. Вообще говоря, чем меньше используется шовного материала, тем дешевле обходится анастомоз, а наиболее экономичен однорядный непрерывный шов.

– Также рекомендуем “Выбор техники анастомоза. Отечная кишка.”

Источник

Оглавление темы “Перитонит.”:

1. Определение тяжести повреждения органов брюшной полости.

2. Перитонит. Классификация перитонита. Виды перитонита.

3. Ведение перитонита. Контроль за источником инфекции. Контроль за повреждениями в брюшной полости.

4. Агрессивные варианты ведения перетонита. Тактика при перетоните.

5. Интраабдоминальные абсцессы. Необходима ли перитонеальная бактериология?

6. Кишечные анастомозы. Идеальный анастомоз. За и против анастомоза.

7. Выбор техники анастомоза. Отечная кишка.

8. Техника наложения анастомоза. Контроль за анастомозом.

9. Когда не следует накладывать анастомоз? Противопоказания к наложению анастомоза.

10. Желудочно-кишечные кровотечения. Проблема желудочно-кишечных кровотечений.

Читайте также:  Как проникают микробы дизентерии и других кишечных заболеваний в организм человека

Техника наложения анастомоза. Контроль за анастомозом.

Мы отдаем предпочтение однорядному анастомозу непрерывным швом сдвоенной нитью или двумя одинарными 3/0 или 4/0 монофиламентными нитями (ПДС или максон).

Мы не используем кишечные жомы, полагая, что кровоснабжение краев кишки не должно нарушаться. Нет никакой необходимости в деваскуляризации краев кишки путем очистки от жира ее брыжеечного края или удаления жировых подвесков.

Линию непрерывного шва начинают от задней стенки и постепенно переходят на переднюю, пока концы нити не встретятся, здесь их завязывают. Суть в том, чтобы делать шов достаточно большими стежками, захватывая подслизистую, мышечную и серозную оболочки, но без слизистой оболочки («большие стежки снаружи, маленькие — изнутри»).

Техника наложения анастомоза. Контроль за анастомозом

Вкол иглы должен располагаться по крайней мере на расстоянии 5—7 мм от кpaя кишки, а промежуток между стежками — не пропускать концов зажима ДеБейки (3—4 мм). Ассистент, удерживающий шовную нить, должен обеспечить умеренное ее натяжение, без излишнего сдавления тканей. Подобная техника пригодна для анастомозов конец в бок, конец в конец и даже для рутинных сосудистых анастомозов. Данную технику мы используем на всем протяжении ЖКТ, от пищевода до прямой кишки.

При этом удается создать широкий инвертированный и безопасный анастомоз не более чем за 15 мин, используя всего одну или две нити.

В «трудных случаях», когда зона анастомоза относительно мало доступна мы предпочитаем однорядный узловой шов, который позволяет более аккуратно сопоставить кишку. Как это делать и как правильно использовать степлеры вы узнаете от своих учителей.

Контроль за анастомозом

При правильно наложенном кишечном анастомозе нет необходимости проверять его на герметичность; общепринятая практика продавливания («продаивания») анастомоза смехотворна, если вы используете однорядный шов. К «проблемным» относятся низкие ректальные анастомозы; их нужно проверить на герметичность: положите кишечный жом выше анастомоза, заполните полости таза физиологическим раствором и введите воздух в прямую кишку. Вместо воздуха можно использовать синьку.

Если пузырьки воздуха или синька появляются в малом тазу, попытайтесь закрыть дефект швом. При безуспешной попытке показано наложение проксимальной двуствольной колостомы.

Видео урок наложения непрерывного обвивного кишечного шва на анастамоз

Другие видео уроки по топочке находятся: Здесь

– Также рекомендуем “Когда не следует накладывать анастомоз? Противопоказания к наложению анастомоза.”

Источник

      Ñóðîâû ïðàâèëà äîïóñêà ê ñàìîñòîÿòåëüíûì îïåðàöèÿì â îáùåé õèðóðãèè.  òå÷åíèå ïåðâîãî ãîäà ðàáîòû
â ýêñòðåííîé õèðóðãèè ÌÑ× ×ÝÌÊ êàæäûé ïîõîä â îïåðàöèîííóþ ñòàíîâèëñÿ äëÿ ìåíÿ ñîáûòèåì. Íà ìîèõ ãëàçàõ
îñóùåñòâëÿëîñü òàèíñòâî èçëå÷åíèÿ íîæîì. Ìíå æå îòâîäèëàñü ðîëü àññèñòåíòà, ïðè÷åì íà çíà÷èòåëüíûõ
îïåðàöèÿõ (ðåçåêöèÿ æåëóäêà, êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü è äð.) – òîëüêî ðîëü ÂÒÎÐÎÃÎ àññèñòåíòà.
   Íà ïåðâîãî àññèñòåíòà âîçëàãàþòñÿ äîâîëüíî îòâåòñòâåííûå ìàíèïóëÿöèè: îí äåðæèò êðîâåîñòàíàâëèâàþùèå
çàæèìû â òå ìîìåíòû, êîãäà õèðóðã ëèãèðóåò ñîñóä, ïî êîìàíäå ñíèìàåò çàæèì, îñóùåñòâëÿåò îñóøåíèå ðàíû
îò ëóæèö êðîâè, èíîãäà ðàññåêàåò ñîñóäû, îòðåçàåò êîí÷èêè ëèãàòóð. Ýòà ðàáîòà òðåáóåò âûñîêîé òî÷íîñòè,
ïîíèìàíèÿ õîäà îïåðàöèè. Â êîíöå îïåðàöèè àññèñòåíò íåðåäêî çàìåíÿåò õèðóðãà ïðè çàøèâàíèè ðàíû, èñïîëü-
çóÿ ïîìîùü âòîðîãî àññèñòåíòà.
   Ðîëü âòîðîãî àññèñòåíòà çíà÷èòåëüíî ñêðîìíåå. Èìåííî åìó ïîðó÷àåòñÿ äîñòàâêà áîëüíîãî â îïåðàöèîííóþ,
ïðàâèëüíàÿ åãî óêëàäêà, ïðèñîåäèíåíèå íåîáõîäèìûõ íà îïåðàöèè óñòðîéñòâ è ïðèñïîñîáëåíèé, à ïîñëå îïå-
ðàöèè – íàêëåéêà ïîâÿçêè íà ðàíó, ñíÿòèå áîëüíîãî ñî ñòîëà è ïîìîùü â åãî ýâàêóàöèè äî îòäåëåíèÿ ðåàíè-
ìàöèè.
   Â õîäå ñàìîé îïåðàöèè âòîðîìó àññèñòåíòó äîâåðÿåòñÿ òîëüêî ëèøü óäåðæàíèå îðãàíîâ â ïîëîæåíèè, îáåñ-
ïå÷èâàþùåì äîñòóï ê ðàáî÷åé çîíå îïåðàöèè, ïðè÷åì äëèòåëüíîå, èíîãäà èç íåóäîáíîãî ïîëîæåíèÿ (óäîáíîå
ïîëîæåíèå çàíèìàåò, åñòåñòâåííî, îïåðèðóþùèé õèðóðã è, îò÷àñòè, ïåðâûé àññèñòåíò).
   Ýâîëþöèÿ äî ñòàòóñà ïåðâîãî àññèñòåíòà çàíèìàåò íåñêîëüêî ìåñÿöåâ, èíîãäà äî ãîäà. Èñêëþ÷åíèÿìè ÿâëÿ-
þòñÿ ýêñòðåííûå îïåðàöèè ïî äåæóðñòâó, êîãäà êîëè÷åñòâî õèðóðãîâ îãðàíè÷åííî.
   Ïåðâóþ ñàìîñòîÿòåëüíóþ (íî ñ àññèñòåíöèåé îïûòíîãî õèðóðãà) àïïåíäýêòîìèþ ÿ âûïîëíèë ÷åðåç 2 ìåñÿöà
ðàáîòû â îòäåëåíèè, åñòåñòâåííî, íà äåæóðñòâå.  äîëãèõ áåñåäàõ ïî âå÷åðàì îïûòíûå õèðóðãè ñîîáùàëè ìíå,
÷òî ïåðâóþ ñàìîñòîÿòåëüíóþ õîëåöèñòýêòîìèþ îíè âûïîëíèëè òîëüêî ÷åðåç 2-3 ãîäà ïîñëå íà÷àëà ðàáîòû â
õèðóðãèè, à óæ ïåðâóþ ðåçåêöèþ æåëóäêà – òîëüêî ÷åðåç 4-5 ëåò.
   Âñå ýòî íå âíóøàëî ìíå îïòèìèçìà.
   ×åðåç ïîëòîðà ãîäà ðàáîòû â ýêñòðåííîé õèðóðãèè ÿ ïåðåáðàëñÿ â ñôåðó ÁÎËÜØÎÉ ÕÈÐÓÐÃÈÈ, îáëàñòíîé îíêî-
ëîãè÷åñêèé äèñïàíñåð, â îòäåëåíèå àáäîìèíàëüíîé õèðóðãèè.

                –  –  –

   Íà îïåðàöèÿõ ñðåäíåé ñëîæíîñòè (ïî ìåðêàì îíêîõèðóðãèè), íî áîëüøèì ïî ìåðêàì îáùåé õèðóðãèè – ðåçåê-
öèÿ æåëóäêà, ðåçåêöèÿ ñèãìîâèäíîé êèøêè, ïàõîâàÿ (îïåðàöèÿ Äþêåíà) è ïîäâçäîøíî-ïàõîâàÿ ëèìôàäåíýêòîìèÿ
– ÿ ÑÐÀÇÓ ñòàë ïåðâûì àññèñòåíòîì. Ïðîñòî ïî òðè õèðóðãà íà òàêèå îïåðàöèè íå ñòàâèëèñü. Íî ïðè âûïîëíå-
íèè òàêèõ îïåðàöèé, êàê ýêñòèðïàöèÿ ïðÿìîé êèøêè, ïðàâîñòîðîííÿÿ èëè ëåâîñòîðîííÿÿ ãåìèêîëýêòîìèÿ è,
îñîáåííî, ãàñòðýêòîìèÿ, ÿ ñíîâà óñåðäíî îòòÿãèâàë ïå÷åíî÷íûå çåðêàëà è òóïûå äëèííûå êðþ÷êè. Äëèòåëüíîñòü
îïåðàöèé áûëà çíà÷èòåëüíîé (2-3, èíîãäà 4 ÷àñà), è ðóêè óñòàâàëè íåèìîâåðíî. Ó ìåíÿ âîîáùå ñëîæèëîñü òîãäà
âïå÷àòëåíèå, ÷òî âòîðîé àññèñòåíò óñòàåò áîëüøå âñåõ.
   Äî ñèõ ïîð ïîìíþ ýòó ãëóáîêóþ, óõîäÿùóþ äî äèàôðàãìû àìáðàçóðó, ÷åðåç êîòîðóþ âèäíåëàñü êóëüòÿ ïèùå-
âîäà. Îò ìîìåíòà îòñå÷åíèÿ æåëóäêà îò ïèùåâîäà (50-60 ìèíóò) äî çàâåðøåíèÿ ôîðìèðîâàíèÿ àíàñòîìîçà òîùåé
êèøêè ñ ïèùåâîäîì (60-90 ìèíóò) ðóêè âòîðîãî àññèñòåíòà íàëèâàëèñü ñìåðòåëüíîé óñòàëîñòüþ.
   Âîîáùå, ñëîæíîñòü ôîðìèðîâàíèÿ àíàñòîìîçà èç-çà áîëüøîé ãëóáèíû è óçîñòè ðàíû îòðàæàëàñü íà íåïîñðåä-
ñòâåííîé ëåòàëüíîñòè ïîñëå îïåðàöèè. Ïî÷òè íîðìîé â òå ãîäû ñ÷èòàëàñü ëåòàëüíîñòü 20-25%. Îñíîâíîé ïðè÷è-
íîé ñìåðòè ïîñëå ãàñòðýêòîìèè ÿâëÿëàñü íåñîñòîÿòåëüíîñòü øâîâ ïèùåâîäíî-êèøå÷íîãî àíàñòîìîçà. Ñòàíäàðò-
íûìè îòäàëåííûìè îñëîæíåíèÿìè ÿâëÿëèñü ðåôëþêñ-ýçîôàãèò (êîë çà ãðóäèíîé, ïî îòçûâàì áîëüíûõ) è ðóáöîâîå
ñóæåíèå àíàñòîìîçà.
   Ïàöèåíòàì ñòàðøå 60 ëåò òàêàÿ îïåðàöèÿ äàæå íå ïðåäëàãàëàñü.

                –   –   –

   Â ñëîæíóþ èñòîðèþ õèðóðãèè îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè áëåñòÿùèìè ôðàãìåíòàìè âïëåòàþòñÿ ôàìèëèè âåëèêèõ
õèðóðãîâ. Íà÷èíàÿ ñ íàçâàíèÿ õèðóðãè÷åñêèõ èíñòðóìåíòîâ (æåëóäî÷íûé çàæèì Ïåéåðà, êðþ÷êè Ôàðàáåôà, ïèëêà
Äæèãëè, çàæèì Ëþýðà, êðóæêà Ýñìàðõà) è çàêàí÷èâàÿ íàçâàíèåì îïåðàöèè ïî èìåíè õèðóðãà, åå ïðåäëîæèâøåãî.
Òåîäîð Áèëüðîò – íàèáîëåå ÷àñòî öèòèðóåìûé èç íèõ äî îòíîñèòåëüíî íåäàâíèõ âðåìåí. Ðåçåêöèÿ æåëóäêà ïî
Áèëüðîò-1 è Áèëüðîò-2 äîëãî îñòàâàëèñü ýòàëîíîì â æåëóäî÷íîé õèðóðãèè. Øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ àíàñòîìîçû ïî
Áðàóíó, Ðó, Ôèíñòåðåðó…
   Êðîìå Áèëüðîòà, â èñòîðèþ æåëóäî÷íîé õèðóðãèè Ðîññèè âïèñàëè ñâîè èìåíà Ñåðãåé Ñåðãååâè÷ Þäèí, Àëåêñàíäð
Ãðèãîðüåâè÷ Ñàâèíûõ, Íèêîëàé Íèêîëàåâè÷ Áëîõèí, Þëèé Åôèìîâè÷ Áåðåçîâ è äð.
   Íî ñ íà÷àëà 70-õ ãîäîâ âñå ÷àùå â íàó÷íûõ õèðóðãè÷åñêèõ æóðíàëàõ ñòàëè ïîÿâëÿòüñÿ ôàìèëèè îòå÷åñòâåííûõ
õèðóðãîâ, èçìåíèâøèõ ñòàðûå èëè ïðåäëîæèâøèõ íîâûå ñïîñîáû è ìåòîäèêè îïåðàöèé íà æåëóäêå. Ñàìàÿ íåîáû÷íàÿ
êîíñòðóêöèÿ ïèùåâîäíî-æåëóäî÷íîãî àíàñòîìîçà áûëà ïðåäëîæåíà Êàçàíñêèì ïðîôåññîðîì-îíêîëîãîì Ìèõàèëîì Ñå-
ìåíîâè÷åì Ñèãàëîì.

Читайте также:  Как распознать кишечный грипп

                –   –   –

   Çîëîòîå ñîâåòñêîå âðåìÿ – êîíåö 70-õ ãîäîâ… Áåñïëàòíûå óñîâåðøåíñòâîâàíèÿ è ñïåöèàëèçàöèè â ëþáîì ìå-
äèöèíñêîì èíñòèòóòå ÑÑÑÐ, îáÿçàòåëüíûå 1 ðàç â 5 ëåò. Ìíå âûïàëà ïåðâè÷íàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ (ýòî ïîñëå 5 ëåò
ðàáîòû õèðóðãîì) íà êàôåäðå îíêîëîãèè Êàçàíñêîãî ìåäèöèíñêîãî èíñòèòóòà.
   Êàôåäðà ðàñïîëàãàëàñü íà áàçå Ðåñïóáëèêàíñêîãî îíêîëîãè÷åñêîãî äèñïàíñåðà, à ðóêîâîäèë åþ ïðîôåññîð
Ñèãàë Ìîéøå Çåëüìàíîâè÷ (äëÿ ñîòðóäíèêîâ êàôåäðû è êóðñàíòîâ – Ìèõàèë Ñåìåíîâè÷). Ê ìîåìó ñòûäó, ÿ è ïîíÿ-
òèÿ íå èìåë îá îïåðàöèÿõ è ìåòîäèêàõ, ïðåäëîæåííûõ ê òîìó âðåìåíè Ñèãàëîì Ì.Ñ.
   Íå ïðîèçâîäèë îí âïå÷àòëåíèÿ ãèãàíòà õèðóðãè÷åñêîé íàóêè. Íåâûñîêîãî ðîñòà, ñ ðåäêèìè ðûæèìè âîëîñàìè
è ñ ëûñèíîé îò ëáà äî çàòûëêà…  Ãðàññèðóþùåå “Ð”, òèõèé ãîëîñ, ìåäëåííàÿ ðå÷ü.  êàáèíåòå ñòåíû óâåøàíû
äèïëîìàìè îá èçîáðåòåíèÿõ, ìíîæåñòâî ïëàêàòîâ ñ ðàçëè÷íûìè ìåòîäèêàìè îïåðàöèé. Ñòàðîìîäíàÿ ìåáåëü è äîðå-
âîëþöèîííûé ïîäñòàêàííèê ñî ñòàêàíîì, íà ñòîëå ìíîæåñòâî áóìàã. Óæå ê òîìó âðåìåíè ïðîôåññîð Ñèãàë èìåë
ñâûøå 200 ó÷åíèêîâ, çàùèòèâøèõ ïîä åãî ðóêîâîäñòâîì êàíäèäàòñêèå è äîñòîðñêèå äèññåðòàöèè.

                –   –   –

   Ñàìûì îïûòíûì ñðåäè êóðñàíòîâ êàôåäðû îêàçàëñÿ, êîíå÷íî, ÿ. Ê òîìó âðåìåíè çà ìîèìè ïëå÷àìè óæå áûëè
íåñêîëüêî ãàñòðýêòîìèé, ïîðÿäî÷íî ðåçåêöèé æåëóäêà è òîëñòîãî êèøå÷íèêà, îïåðàöèè íà ïðÿìîé êèøêå. Îñîáî
â ýòîì ðÿäó ñòîÿëè îïåðàöèè íà ëèìôîïóòÿõ – îïåðàöèÿ Äþêåíà è ïîäâçäîøíî-ïàõîâàÿ ëèìôàäåíýêòîìèÿ. Èìåííî
ñ íèõ è íà÷àëàñü ìîÿ ïåðâè÷íàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ â Êàçàíè.
   Ìèõàèë Ñåìåíîâè÷ Ñèãàë îáðàòèëñÿ ê íàì ñ âîïðîñîì: êòî âëàäååò îïåðàöèåé Äþêåíà? Ðóêó ïîäíÿë òîëüêî ÿ.
Ìíå è áûëî ïðåäëîæåíî ó÷àñòâîâàòü â îäíîìîìåíòíîé äâóõñòîðîííåé îïåðàöèè Äþêåíà ó áîëüíîãî ñ ìåòàñòàçàìè
â ïàõîâûå ëèìôîóçëû. Ïåðâè÷íàÿ îïóõîëü (ìåëàíîìà êîæè ëîáêà) áûëà èññå÷åíà íåñêîëüêî ëåò íàçàä.
   Ñèãàëó àññèñòèðîâàë êëèíè÷åñêèé îðäèíàòîð êàôåäðû. ß âûáðàë â ïîìîùíèêè ñîñåäà ïî êîìíàòå, îíêîëîãà èç
Áóðÿòèè ñî ñìåøíûì èìåíåì – Áèìáî. Â íàøåé êîìíàòå îäèí òîëüêî îí îòíîñèëñÿ êî ìíå ñ íåñêðûâàåìûì óâàæå-
íèåì è ïî÷òåíèåì (ñëåäñòâèå ìîèõ õâàñòëèâûõ ðàññêàçîâ î ñàìîñòîÿòåëüíûõ îïåðàöèÿõ).
   Êîíå÷íî, ìû ñäåëàëè ñâîé ýòàï îïåðàöèè çíà÷èòåëüíî ðàíüøå, ÷åì ïðîôåññîð. Ïðè ïîïûòêå óøèòü êðàÿ ðàíû
Ìèõàèë Ñåìåíîâè÷ òèõèì ãîëîñîì ïîäñêàçàë: óñòàíîâèòå äâóõïðîñâåòíûé äðåíàæ â íèæíèé óãîë ðàíû. À ÷òî ýòî
òàêîå – äâóõïðîñâåòíûé äðåíàæ? – êðàñíåÿ, ñïðîñèëè ìû ñ Áèìáî. Íàì ïðîòÿíóëè îáû÷íûé ðåçèíîâûé äûð÷àòûé
äðåíàæ, âíóòðè êîòîðîãî íàõîäèëàñü åùå îäíà òðóáêà îò ñèñòåìû äëÿ êàïåëüíèö. Äðåíàæ áûë óëîæåí ðÿäîì ñ
ñîñóäèñòûì ïó÷êîì â ìåæìûøå÷íîì óãëóáëåíèè, à êîæà ôèêñèðîâàíà ñêâîçíûìè êåòãóòîâûìè øâàìè ÷åðåç êîæó ê
ìûøöå. Åùå îäíî íîâîå óñîâåðøåíñòâîâàíèå – ÿêîðíûå êîæíûå øâû.
   Èõ çíà÷åíèå ÿ îöåíèë óæå ÷åðåç 3-5 äíåé.  íàøåì äèñïàíñåðå äðåíàæ â ðàíå çàáèâàëñÿ óæå ê 3 äíþ, è ëèì-
ôàòè÷åñêàÿ æèäêîñòü, íàêàïëèâàÿñü â ðàíå, ïðèâîäèëà êîæíûé ëîñêóò â ñîñòîÿíèå ïàðóñà, à êîæíûå øâû íà÷è-
íàëè ïðîñà÷èâàòü ðàíåâóþ æèäêîñòü. Çàæèâëåíèå ðàíû çà÷àñòóþ òðåáîâàëî ðàçâåäåíèÿ êðàåâ êîæè, äëèòåëüíûõ
ïåðåâÿçîê, è çàâåðøàëîñü íå ðàíåå, ÷åì ÷åðåç 3-4 íåäåëè.
   Äâóõïðîñâåòíûé äðåíàæ ñðàçó ïîñëå îïåðàöèè ïîäêëþ÷àëñÿ ê ìèêðîîòñîñó (îò àêâàðèóìîâ!), è, íåïðåðûâíî
ðàáîòàÿ, óäàëÿë âñþ ðàíåâóþ æèäêîñòü. Ïðè ýòîì â ðàíå íå ñîçäàâàëñÿ âàêóóì, è äðåíàæ íå çàáèâàëñÿ. Íàðóæ-
íàÿ òðóáêà ñ äûðî÷êàìè ïðåïÿòñòâîâàëà ïðèëèïàíèþ òêàíåé ê òðóáêå âíóòðåííåé.
   Ðàíû ñ îáåèõ ñòîðîí çàæèëè çà 10 äíåé. ßêîðíûå øâû ñïîñîáñòâîâàëè áûñòðîìó ïðèëèïàíèþ êîæíîãî ëîñêóòà
ê ïîäëåæàùèì ìûøå÷íûì òêàíÿì. Ôàíòàñòèêà…

                –   –   –

   Çíàêîìñòâî ñ àðõèòåêòóðîé Êàçàíè ìåíÿ îñîáî íå âïå÷àòëèëî. Îòíîñèòåëüíî íåáîëüøîé Êðåìëü, óíèâåðñèòåò,
â êîòîðîì ó÷èëñÿ íàø Èëüè÷, ñòàðûå äâóõ-òðåõýòàæíûå ïîñòðîéêè ñ ôàñàäàìè èç ðåçíîãî êèðïè÷à. Êîíå÷íî,
áîãàòîå ïðîøëîå, èñòîðè÷åñêèå òàáëè÷êè íà äîìàõ, çíàìåíèòûå ôàìèëèè íà ñòàðîì Êàçàíñêîì êëàäáèùå. Íî, â
öåëîì, ìàëî ÷òî ìîãëî çàèíòåðåñîâàòü ìîëîäîãî, íåïüþùåãî, çàöèêëåííîãî íà ïðîôåññèè, àìáèöèîçíîãî äîêòîðà.
ß âïåðâûå î÷óòèëñÿ ñðåäè ìåäèöèíñêèõ ñâåòèë, ðåàëüíî âëèÿþùèõ íà ðàçâèòèå îòå÷åñòâåííîé õèðóðãèè, âûïóñ-
êàþùèõ ìîíîãðàôèè, èçîáðåòàþùèõ íîâûå ìåòîäèêè îïåðàöèé è õèðóðãè÷åñêèå èíñòðóìåíòû.
   Ïåðâûì èç ãðóïïû ÿ ïîïàë íà àññèñòåíöèþ ïðè îïåðàöèè ïðîôåññîðà Ñèãàëà ïî ïîâîäó ðàêà æåëóäêà – ãàñòð-
ýêòîìèþ. Èìåííî ãàñòðýêòîìèÿ óäèâèòåëüíûì îáðàçîì ïðèòÿãèâàëà ìîå âíèìàíèå, òàê êàê ê òîìó ìîìåíòó ÿ óæå
îçíàêîìèëñÿ ïî ìîíîãðàôèè è ðèñóíêàì íà ñòåíäàõ ñ íåîáû÷íîé ìåòîäèêîé ôîðìèðîâàíèÿ ïèùåâîäíî-êèøå÷íîãî
àíàñòîìîçà.
   Íî óäèâëåíèå îæèäàëî ìåíÿ óæå â ñàìîì íà÷àëå îïåðàöèè. Ëàïàðîòîìèÿ áûëà ïðîèçâåäåíà ñ ðàññå÷åíèåì êîæè
ÂÛØÅ ïðèâû÷íîãî äëÿ íàñ óðîâíÿ – îò íèæíåé òðåòè ãðóäèíû, è îáõîäÿ ïóïîê íà 3 ñì íèæå. Âíóøèòåëüíûõ ðàçìåðîâ
ðàíà áûëà îáåðíóòà ïåëåíêàìè.  ðóêàõ Ìèõàèëà Ñåìåíîâè÷à îêàçàëñÿ êðóãëûé ïðóòîê 2 ñì äèàìåòðîì, äî 50 ñì
äëèíîé, ñ óïîðíîé âèëêîé ñâåðõó. Ýòà ñòîéêà êðåïèëàñü ê íàïðàâëÿþùèì îïåðàöèîííîãî ñòîëà ñïðàâà è ñëåâà îò
áîëüíîãî íà óðîâíå ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà. Øèðîêèå ïîëóêðóãëûå ëîïàòêè ñ äëèííûìè âèíòàìè ââîäèëèñü â ðàíó,
îáõâàòûâàÿ åå âåðõíèå êðàÿ, è ÷åðåç óïîðíóþ âèëêó ðàçâîäèëè åå êðàÿ ââåðõ-âáîê. ß íèêîãäà íå âèäåë òàêîãî
øèðîêîãî äîñòóïà â áðþøíóþ ïîëîñòü, âûâîäèâøåãî ê òîìó æå äèàôðàãìó ïðàêòè÷åñêè íà óðîâåíü âåðõíåãî êðàÿ
ðàíû.
   Æåëóäîê ëåæàë ïðÿìî ïîä ðóêàìè. Êàê íà öâåòíîì àòëàñå, ïðåäñòàëè åãî ñîñóäû è ñâÿçêè. Ìîáèëèçàöèÿ òðóä-
íîäîñòóïíîãî îòäåëà – ïèùåâîäà – ñòàëà ìàêñèìàëüíî óäîáíîé. Âñå óñëîâèÿ äëÿ ãàñòðýêòîìèè áûëè ñîçäàíû äâóìÿ
âèíòàìè ñ øèðîêèìè ëîïàòêàìè (ìåòîäèêà íàçûâàëàñü: àïïàðàòíàÿ êîððåêöèÿ äîñòóïà).
   ß ðàñòîðîïíî íàïðàâëÿë â ðóêè Ñèãàëà ïîî÷åðåäíî ñîñóäèñòûå ñòâîëèêè, òðåáóþùèå ðàññå÷åíèÿ è ëèãèðîâàíèÿ.
Ïðîôåññîð áûñòðî îöåíèë ìîþ êâàëèôèêàöèþ è ïîìåíÿë íàñ ñ êëèíè÷åñêèì îðäèíàòîðîì ìåñòàìè. Òåïåðü ìîÿ ïîìîùü
ïðîôåññîðó ïðîõîäèëà â çíà÷èòåëüíî áîëåå óäîáíîì ïîëîæåíèè.
   Îòñå÷åíèå æåëóäêà îò 12-ïåðñòíîé êèøêè ñ ïîìîùüþ ñøèâàþùåãî àïïàðàòà ÓÊË-40 è ïîãðóæåíèå êóëüòè êèøêè â
äâà ïîëóêèñåòíûõ øâà âûïîëíåíû ïðèâû÷íûì äëÿ ìåíÿ ñïîñîáîì. Íî ïåðåñå÷åíèå ïèùåâîäà áûëî î÷åíü íåîáû÷íûì.
Çàæèì íà ïèùåâîä (íåîáû÷íîé êîíñòðóêöèè, î÷åíü óçêèé, ñ äâóìÿ æåëîáêàìè) áûë íàëîæåí â ÊÎÑÎÌ íàïðàâëåíèè
ïîä óãëîì â 45 ãðàäóñîâ.
   Ïîñëå óäàëåíèÿ ïðåïàðàòà ëèíèÿ ðåçåêöèè ïèùåâîäà è 12-ïåðñòíîé êèøêè íàïðàâëåíû íà ñðî÷íîå ãèñòîëîãè÷åñ-
êîå èññëåäîâàíèå (ñòàíäàðò îíêîõèðóðãèè, íå âñåãäà è íå âåçäå âûïîëíÿåìûé).
   Îñòàâèâ â ïîêîå ïèùåâîä ñ õèòðîóìíûì çàæèìîì, Ñèãàë ñòàë ñøèâàòü ïî áðûæåå÷íîìó êðàþ ñòåíêè êèøå÷íîé
ïåòëè, ïðåäíàçíà÷åííîé äëÿ àíàñòîìîçèðîâàíèÿ. ß ñ óäèâëåíèåì íàñ÷èòàë áîëåå 20 òàêèõ øâîâ.
   Ïîäâåäÿ ñøèòóþ êèøêà çà ïèùåâîä, ïðîôåññîð òðåìÿ óçëîâûìè øâàìè ñ îáåèõ ñòîðîí ÎÊÓÒÀË ïèùåâîä äî óðîâíÿ
çàæèìà. Ñ ïîìîùüþ ýëåêòðîíîæà ïî áîêàì îò çàæèìà íà ïðàâîé è ëåâîé ñòåíêå òîùåé êèøêè ïðîèçâåäåíû ëèíåéíûå
ðàçðåçû äî óðîâíÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Ïîñëå ýòîãî Ñèãàë ñòàë íåñïåøíî óøèâàòü ïåðåäíèå ñòåíêè êèøêè íàä
çàæèìîì íà ïèùåâîäå. Â ñàìîì íèæíåì óãëó ðàíû çàæèì ñ ïèùåâîäà áûë ñíÿò è óçëîâûå øâû ãåðìåòèçèðîâàëè êèøêó,
ðàñïîëàãàþùóþñÿ òåïåðü ÂÎÊÐÓÃ ÊÓËÜÒÈ ÏÈÙÅÂÎÄÀ. Ìèõàèë Ñåìåíîâè÷ ñ ïîìîùüþ ïàëüöåâ ðàçîðâàë ñëèçèñòûå ñòåíêè
ðàññå÷åííûõ êèøîê, ñôîðìèðîâàâ òàêèì îáðàçîì àíàñòîìîç.
   Äëÿ ïðîâåðêè ïðîõîäèìîñòè ñîóñòüÿ ÷åðåç ïèùåâîä â òîùóþ êèøêó ñâîáîäíî ïðîâåäåí òîëñòåííûé æåëóäî÷íûé
çîíä. Äðåíàæ â áðþøíîé ïîëîñòè áûë, åñòåñòâåííî, äâóõïðîñâåòíûì…

Читайте также:  Кишечные бактерии на половых органах у мужчин

                –   –   –

   Ëåêöèé ïî îíêîëîãèè êàê òàêîâîé Ìèõàèë Ñåìåíîâè÷ Ñèãàë êóðñàíòàì íå íàâÿçûâàë. Îáùèé êóðñ îíêîëîãèè äî-
áðîñîâåñòíî îñâåæàëè â íàøåé ïàìÿòè åãî àññèñòåíòû. Óâëåêàòåëüíûìè áûëè åãî ðàçúÿñíåíèÿ îñîáåííîñòåé ïðåä-
ëîæåííûõ èì ìåòîäèê îïåðàöèé, óäèâèòåëüíûå ïðèåìû äëÿ îïðåäåëåíèÿ æèçíåñïîñîáíîñòè è ïàðàìåòðû êðîâîòîêà â
ñòåíêàõ ïîëûõ îðãàíîâ (æåëóäêà èëè êèøêè) è â áðûæåéêå. Åãî ðàññóæäåíèÿ î õàðàêòåðå îñëîæíåíèé ïîñëå ðàäè-
êàëüíûõ îïåðàöèé áûëè íåïðèâû÷íî îïòèìèñòè÷íûìè.
   Òàê, ðàññóæäàÿ î ñàìîì îïàñíîì îñëîæíåíèè ãàñòðýêòîìèè – íåñîñòîÿòåëüíîñòè øâîâ àíàñòîìîçà – îí óïîòðåá-
ëÿë êàòåãîðè÷åñêèå òåðìèíû: “Ðàçâèòèå íåñîñòîÿòåëüíîñòè øâîâ ïðè ôîðìèðîâàíèè óêóòûâàþùåãî àíàñòîìîçà –
ÿâëåíèå íåâåðîÿòíîå!”, òèõèì ãîëîñîì, óâåðåííî çàÿâëÿë Ìèõàèë Ñåìåíîâè÷.
   Ñòàòèñòèêà ïîñëåîïåðàöèîííûõ îñëîæíåíèé ïðè ãàñòðýêòîìèè äëÿ âðà÷åé, ìàëî-ìàëüñêè çíàêîìûõ ñ ïðîáëåìîé,
óäèâëÿëà. Îáùàÿ ëåòàëüíîñòü ïðè ýòîé îïåðàöèè â êëèíèêå Ðåñïóáëèêàíñêîãî îíêîäèñïàíñåðà ñîñòàâëÿëà âñåãî
2 (äâà!) ïðîöåíòà.  ýòî ÷èñëî âõîäèëè ñìåðòè ïàöèåíòîâ, íå ñâÿçàííûå ñ íåñîñòîÿòåëüíîñòüþ øâîâ àíàñòîìîçà.
×èñëî æå âûïîëíåííûõ ãàñòðýêòîìèé óæå ïðåâûøàëî ïÿòüñîò.
   Åùå îäíèì íåîæèäàííûì ìåòîäîì äèàãíîñòèêè ðàñïðîñòðàíåííîñòè ðàêà â ñòåíêå æåëóäêà áûë ñïîñîá òðàíñèëëþ-
ìèíàöèè.   æåëóäêà ââîäèëñÿ çîíä ãàñòðîñêîïà, ïðèâðàòíèê ïåðåæèìàëñÿ ìÿãêèìè êèøå÷íûìè æîìàì, â ïðîñâåò
æåëóäêà íàãíåòàëñÿ âîçäóõ. Ñòåíêà ðàçäóòîãî æåëóäêà ïðîñâå÷èâàëñü ñâåòîâîäîì ãàñòðîñêîïà, è ãðàíèöû ðàñïîë-
çàíèÿ îïóõîëè ïî âíóòðèñëèçèñòûì ñëîÿì ñòàíîâèëèñü îò÷åòëèâî âèäíû. Ïðîñòîé ïðèåì, âîçìîæíûé â óñëîâèÿõ
ëþáîé îïåðàöèîííîé…

                –   –   –

   Âïåðâûå çà âðåìÿ ðàáîòû îíêîëîãîì ÿ îáðåë óâåðåííîñòü è íàäåæäó, ÷òî óæàñíàÿ ãàñòðýêòîìèÿ íå áóäåò áîëü-
øå çàáèðàòü ñåáå êàæäîãî ÷åòâåðòîãî ïàöèåíòà. Çà 4 ìåñÿöà ïåðâè÷íîé ñïåöèàëèçàöèè â Êàçàíè ÿ ïðèñóòñòâîâàë
áîëåå ÷åì íà 40 îïåðàöèÿõ, è óæå íå óäèâëÿëñÿ ãëàäêîìó ïîñëåîïåðàöèîííîìó òå÷åíèþ. Ïðîíèöàòåëüíûé ïðîôåñ-
ñîð Ñèãàë ñíàáäèë ìåíÿ ñíà÷àëà ÷åðòåæàìè, à çàòåì è îäíèì êîìïëåêòîì ÃÎÒÎÂÎÃÎ ðàíîðàñøèðèòåëÿ. Êðîìå òîãî,
ÿ ñòàë îáëàäàòåëåì åãî ìîíîãðàôèè, ïîñâÿùåííîé ðàêó æåëóäêà, ñ äàðñòâåííîé íàäïèñüþ àâòîðà.
   Çà íåñêîëüêî íåäåëü äî ìîåãî îòúåçäà ó íàñ ñ Ìèõàèëîì Ñåìåíîâè÷ ñîñòîÿëàñü áåñåäà î ìîåé âîçìîæíîé äèñ-
ñåðòàöèè. Òåìîé åå ïðåäïîëàãàëàñü ïðîêñèìàëüíàÿ ðåçåêöèÿ æåëóäêà, îïåðàöèÿ, ê íàøåìó ñòûäó, ïðàêòè÷åñêè íå
âûïîëíÿâøàÿñÿ â ×åëÿáèíñêîì îíêîäèñïàíñåðå. ß áûë îêðûëåí, ñòðîèë íàó÷íûå ïëàíû… Íî ìîé ðàçóì âîçîáëàäàë
íàä ýòèì èñêóøåíèåì ïî ïðîñòîé ïðè÷èíå: ÿ ñîìíåâàëñÿ, ÷òî óäàñòñÿ áûñòðî âíåäðèòü óæå îòðàáîòàííóþ ìåòîäèêó
ãàñòðýêòîìèè ïî Ñèãàëó, à óæ ñðàçó áðàòüñÿ çà ïðîêñèìàëüíóþ ðåçåêöèþ âîîáùå íèêòî íå ïîçâîëèò.
   Íà âñÿêèé ñëó÷àé ïðîôåññîð íàïèñàë ïèñüìî íà èìÿ çàâåäóþùåãî îòäåëåíèåì àáäîìèíàëüíîé õèðóðãèè ×åëÿáèí-
ñêîãî îíêîäèñïàíñåðà Öåéëèêìàíà Ýäóàðäà Ãàâðèåëåâè÷à, ãäå âûðàçèë óâåðåííîñòü, ÷òî ãàñòðýêòîìèÿ ïî åãî
ìåòîäèêå áóäåò óñïåøíî îñâîåíà. Ýòî ïèñüìî çíà÷èòåëüíî óïðîñòèëî è óñêîðèëî ïðîöåññ îñâîåíèÿ íîâîé ìåòîäèêè
îïåðàöèè.

                –   –   –

   Ýäóàðä Ãàâðèåëåâè÷ (Ãàâðèëîâè÷, ãîâîðèëè âñå) óìåë ñëóøàòü è çàãîðàòüñÿ èäååé. Ýòîò óäèâèòåëüíî èíòåëëè-
ãåíòíûé õèðóðã, êàíäèäàò ìåäèöèíñêèõ íàóê, çàâåäîâàë íàøèì îòäåëåíèåì âñåãî âòîðîé ãîä. Äî ýòîãî îí ðóêî-
âîäèë ìàììàðíûì îòäåëåíèåì, õîòÿ â åãî àðñåíàëå áûëè âñå àáäîìèíàëüíûå îïåðàöèè, ïðîâîäèâøèåñÿ â äèñïàíñåðå.
Âåäü îí ïðîðàáîòàë 15 ëåò â ýòîì ñàìîì îòäåëåíèè äî òîãî, êàê áûë ïîâûøåí äî óðîâíÿ çàâåäóþùåãî ñîñåäíåãî,
ìàììàðíîãî.
   Óæå â îïåðàöèîííîé ÿ çàïîçäàëî ñòàë îáúÿñíÿòü íåîáõîäèìîñòü ðàçðåçà êîæè âûøå ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà, äàáû
øèðå ðàçâåñòè ðàíó è ïðèáëèçèòü çà ñ÷åò ñìåùåíèÿ êçàäè ðåáåðíûõ äóã äèàôðàãìó. Ýäóàðä Ãàâðèëîâè÷ òàêòè÷íî
ïðîèçíåñ: ÷åãî óæ, äåëàé âñå, ÊÀÊ ÑÈÃÀË (íå êàê óìååøü, à êàê Ñèãàë!). Ïîñëå òîãî, êàê âèíòû ðàñøèðèòåëÿ
ðàñòÿíóëè ðàíó ââåðõ-íàçàä, ÿ ïîïðîñèë ïîäíÿòü ãîëîâíîé êîíåö ñòîëà íà 15-20 ãðàäóñîâ. Ïîâèñíóâ íà ðåáåðíûõ
äóãàõ, áîëüíîé ïîêîðíî îáíàæèë äèàôðàãìó, è ÿ ñ óäîâëåòâîðåíèåì îòìåòèë, ÷òî çàâåäóþùèé âìèã îöåíèë äîñòî-
èíñòâà òàêîãî äîñòóïà.
   Âñå ïîä ðóêîé!
   Ñ íàìè ïðèâû÷íî ïîìûëñÿ âòîðîé àññèñòåíò, íî ÂÏÅÐÂÛÅ ìû âñå ïî÷óâñòâîâàëè, ÷òî åãî ïîìîùü ìîæåò íå îñîáî
ïîíàäîáèòüñÿ. Ìû ñ Ýäóàðäîì Ãàâðèëîâè÷åì ñíîðîâèñòî (åãî ðóêè ïðîñòî ëåòàëè!) ìîáèëèçîâàëè æåëóäîê è îòñåêëè
åãî îò ïèùåâîäà. Çàìåíó õèòðîìó çàæèìó Ñèãàëà ÿ íàøåë â ïëîñêîì êèøå÷íîì æîìå, íàëîæåííîì ïîä óãëîì 45 ãðà-
äóñîâ íà ïèùåâîä. Â äàëüíåéøåì, êñòàòè, èìåííî ÑÎÂÌÅÑÒÍÎ ñ çàâåäóþùèì îòäåëåíèåì ìû âèäîèçìåíèëè ìåòîäèêó
ôîðìèðîâàíèÿ àíàñòîìîçà, îòêàçàâøèñü îò åãî çàêðûòîãî ôîðìèðîâàíèÿ. Âñå ýòàïû îïåðàöèè áûëè âûïîëíåíû AD VISIO,
â õîðîøî äîñòóïíîé çîíå, êàê åñëè áû âûïîëíÿëàñü äèñòàëüíàÿ ðåçåêöèÿ æåëóäêà.  ïîäïå÷åíî÷íîå ïðîñòðàíñòâî
ïîäâåäåí ÄÂÓÕÏÐÎÑÂÅÒÍÛÉ äðåíàæ…
   Óäèâèòåëüíî, íî ãàñòðýêòîìèÿ ïî íîâîé ìåòîäèêå çàíÿëà çíà÷èòåëüíî ìåíüøå âðåìåíè, ÷åì îáû÷íî (äâà ñ ïîëî-
âèíîé ÷àñà). Äîâåðÿÿ õîðîøèì ðåçóëüòàòàì Ñèãàëà, ìû, òåì íå ìåíåå, âîëíîâàëèñü äî 4-5 äíÿ, íå ñïåøà óäàëÿòü
äðåíàæè. Íà ïÿòûé äåíü áîëüíîìó áûëî ðàçðåøåíî ïèòü ìàëåíüêèìè ãëîòî÷êàìè.
   Íà êîíòðîëüíóþ ðåíòãåíîãðàôèþ àíàñòîìîçà ìû ïðèøëè âñåé õèðóðãè÷åñêîé òîëïîé. Áàðèé áåñïðåïÿòñòâåííî, áåç
çàòåêîâ çà êîíòóð êèøêè, ïîáåäíî ïðîñëåäîâàë â òîùóþ êèøêó.

                –   –   –
   
   Ïðîøëî íåñêîëüêî ëåò. Ãàñòðýêòîìèÿ ïî Ñèãàëó ïðåâðàòèëàñü â îòðàáîòàííóþ, íàäåæíóþ ìåòîäèêó îïåðàöèè ñ õî-
ðîøèì íåïîñðåäñòâåííûì ðåçóëüòàòîì. Ðåçêî ñíèçèëîñü òàêæå êîëè÷åñòâî ðóáöîâûõ ñòðèêòóð àíàñòîìîçà. Î ïðè÷èíå
ðàçâèòèÿ ýòîãî îñëîæíåíèÿ ïåðâûì äîãàäàëñÿ òîò æå Ìèõàèë Ñåìåíîâè÷ Ñèãàë. Ïåðåñå÷åíèå ïèùåâîäà ïî ïðÿìûì óãëîì
äàâàëî äëèíó îêðóæíîñòè ëèíèè àíàñòîìîçà çíà÷èòåëüíî ìåíüøóþ, ÷åì ïðè êîñîì åãî ñå÷åíèè. Ðóáöåâàíèå ñëèçèñòîé
ïî ëèíèè ðàçðåçà áûëî íåèçáåæíî ïðè ëþáîì åå ðàçðåçå, ïðè êîñîì ñå÷åíèè ïèùåâîäà ïðîÿâëÿëîñü íåçíà÷èòåëüíî.
   Ìåòîäèêà Ñèãàëà äàëà òîë÷îê íàó÷íîé ìûñëè â íàøåì îòäåëåíèè. ß ïðåäëîæèë ìåòîäèêó óêóòûâàþùåãî àíñòîìîçà
ïðè äèñòàëüíîé ðåçåêöèè æåëóäêà (òåìà ìîåé êàíäèäàòñêîé äèññåðòàöèè – óêóòûâàþùèé àíàñòîìîç ïðè ðåçåêöèè æå-
ëóäêà ïî ïîâîäó ðàêà ó áîëüíûõ ñòàðøå 70 ëåò), à Ýäóàðä Ãàâðèëîâè÷ Öåéëèêìàí íàøåë íîâóþ êîíñòðóêöèþ ïèùåâîäíî-
êèøå÷íîãî àíàñòîìîçà ïðè ãàñòðýêòîìèè è â áëèæàéøèå 3-4 ãîäà çàùèòèë äîêòîðñêóþ äèññåðòàöèþ.
   È òåïåðü, áåñåäóÿ ñ áîëüíûì, êîòîðîìó ïðåäñòîÿëà ãàñòðýêòîìèÿ, ÿ óæå íå ïðèñìàòðèâàëñÿ ñ èñïóãîì ê ñîìàòè-
÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ áîëüíîãî è âïîëíå ÷åñòíî ñîîáùàë î íîðìàëüíîì èñõîäå îæèäàåìîé îïåðàöèè. Ïåðåñòàëè ïóãàòüñÿ
ýòèõ îïåðàöèé äàæå àíåñòåçèîëîãè, ïðåäûäóùèé ïå÷àëüíûé îïûò êîòîðûõ çàñòàâëÿë æäàòü íåïðèÿòíîñòåé îò ÊÀÆÄÎÉ
ãàñòðýêòîìèè. Ïðè âûïèñêå òàêîãî ïàöèåíòà ìû óæå íå ñìîòðåëè íà íåãî êàê íà ñ÷àñòëèâ÷èêà, èçáåæàâøåãî ëåòàëü-
íîãî èñõîäà.
   Ìîéøå Çåëüìàíîâè÷ Ñèãàë óìåð â 1990 ãîäó, âå÷åðîì, ïîñëå âûïîëíåíèÿ â êëèíèêå î÷åðåäíîé ãàñòðýêòîìèè, ðåäàê-
òèðóÿ âèäåîôèëüì “Ãàñòðýêòîìèÿ”…
   

23.04.2010

Источник