Кишечная полость имеет только одно

Представители Типа Кишечнополостные — это многоклеточные животные, имеющие лучевую (радиальную) симметрию.

Их тело состоит из двух слоёв клеток — наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы), между которыми расположена мезоглея.

В основном, кишечнополостные — хищники. Они имеют кишечную полость, где переваривается пища. Полость сообщается с окружающей средой через рот. Других отверстий нет (непереваренные остатки выбрасываются наружу через рот).

Схема строения кишечнополостных (на примере гидры пресноводной)

Обрати внимание!

Эктодерма образована эпителиально-мускульными, стрекательными, нервными, половыми и промежуточными (неспециализированными) клетками.

Энтодерма представлена пищеварительно-мускульными и железистыми клетками.

Функции клеток

1. Эпителиально-мускульные (кожно-мускульные) клетки выполнят покровную функцию, а также имеют мышечные отростки, которые обеспечивают движение кишечнополостного.

2. Стрекательные клетки имеют капсулу, заполненную ядом, который парализует жертву (нейропаралитического действия). В капсулу погружена стрекательная нить. На поверхности клетки расположен чувствительный волосок. При прикосновении к этому волоску стрекательная нить выбрасывается наружу и входит в тело жертвы.

Схема строения стрекательной клетки

3. Нервные клетки имеют длинные отростки, которые вместе образуют нервную сеть. Такая нервная система называется диффузной.

Нервная система и восприятие гидрой раздражения

4. Половые клетки обеспечивают половое размножение кишечнополостных.

5. Железистые клетки продуцируют ферменты, которые переваривают пищу в кишечной полости (это внутриполостное пищеварение).

6. Пищеварительно-мускульные клетки имеют жгутики и ложноножки. Жгутики перемещают воду с частичками пищи, а образующиеся ложноножки захватывают её. Дальнейшее пищеварение происходит в пищеварительных вакуолях (это внутриклеточное пищеварение).

7. Неспециализированные (промежуточные) клетки способны превращаться в любой тип клеток и обеспечивают регенерацию (восстановление утраченных частей) кишечнополостных.

Книдоциль — чувствительный волосок стрекательной клетки кишечнополостных.

Ферменты — биологически активные вещества, которые ускоряют процессы, проходящие в клетке. Пищеварительные ферменты ускоряют процессы пищеварения.

Размножение кишечнополостных происходит половым и бесполым путями.

Бесполое размножение происходит почкованием.

В случае полового размножения из оплодотворённой яйцеклетки развивается новый организм в личиночной стадии. Прикрепившись ко дну, личинка превращается в полип. Полипы либо образовывают колонии, либо отпочковывают свободноживущих медуз. Здесь мы можем говорить о чередовании поколений: прикреплённого полипа и свободноживущей медузы.

Значение кишечнополостных

Представители Кишечнополостных — коралловые полипы образуют рифы, а иногда и целые острова — атоллы — которые представляют особые экосистемы.

Из отмерших кораллов образуются известковые горные породы. Их используют в строительстве, при декоративном оформлении жилищ.

Некоторые кишечнополостные поселяются на подвижных животных (актиния и рак отшельник). Рак перемещает актинию, а актиния защищает рака своими стрекательными клетками.

В восточных странах кишечнополостные (медузы) используются в пищу.

Яд некоторых медуз может быть опасным для человека, вызывает ожоги, а в тяжелых случаях, поражая дыхательную систему, приводит к смерти.

Источники:

Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. — 10-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. — 302, [2] с.: ил.
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Биология (От амёбы до человека).  7 класс. Учебник общеобразовательной школы. — М: Баласс, 2013. — 320 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Иллюстации:

https://drukarniacd.home.pl/flash/radial-symmetry-cnidaria

https://toazhotel.com/zhivye-obraza-zashhity.html

Источник

Задачи урока: Обобщить, систематизировать и
проверить знания и умения учащихся по теме:
“Кишечнополостные”.

Оборудование:

  1. Карта-путеводитель путешествия (Рисунок1);
  2. Иллюстрации представителей Кишечнополостных;
  3. На каждом игровом столе табличка с названием
    команды и на картоне форматом А4 вылеплены из
    соленого теста (Рисунок2, Рисунок3, Рисунок4)
    по одному представителю каждого класса
    (Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы);
  4. Эмблемы (ученики заранее вытягивают записки с
    названием команд), девиз и реклама своей команды
    являются домашним заданием;
  5. Ручки, карандаши;
  6. Колокольчик (сигнал прибытия к станции и
    отправление от станции);
  7. Флажки (зеленый и красный).

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Добрый день дорогие друзья,
Мы с вами долго ждали этого дня,
Пора отправляться нам в дальний путь,
Своими знаниями в стране Кишечнополостных
блеснуть!
Хватит нам с вами на месте стоять,
Пора свою мечту в реальность осуществлять,
А мечта наша с вами посетить:
Страну Кишечнополостных!

Учитель: Ребята, но прежде чем нам
отправиться в путешествие, мы должны
познакомиться с его задачами. Ведь в каждом
путешествии есть своя цель и задачи, которые
обязательно нужно выполнить в ходе путешествия.
Задачи перед нами стоят очень трудные, но я на вас
очень надеюсь. Я думаю, что вместе мы их выполним,
а также преодолеем все трудности, с которыми
придется столкнуться в нашем путешествии. А
самое интересное: каждую команду по окончанию
путешествия ждет свой клад!…

Ученики: Да, мы постараемся выполнить все
задачи урока-путешествия, какими бы трудными они
не были.

Учитель: Команды, на построение становись!
(Каждая команда представляет свое название
команды и девиз).

Команды готовы? Полный вперед!

Учитель звонит колокольчиком и объявляет
первую станцию.

1 станция “Пан или пропал”

Учитель зачитывает эпиграф 1 станции на карте
(карта висит на доске), который является заданием
станции.

Вопросы задания читаются поочередности каждой
команде, если у команды нет ответа ( команда
поднимает красный флажок), то вопрос достается
первой команде поднявшей зеленый флажок.

Каждый правильный ответ оценивается в (1 балл).

Если угадаешь – пан,
Ну а если нет, то ты пропал!
Как можно больше правильных ответов назовите,
Своими знаниями блесните!

1 команда

“Гидроидные”

  1. Кишечнополостные относятся к подцарству
    Простейшие. (Нет)
  2. Имеют эктодерму, энтодерму и неклеточную
    мезоглею. (Да)
  3. Имеют двустороннюю симметрию тела. (Нет)
  4. У данных организмов впервые появляется нервная
    система диффузного типа. (Да)
  5. Имеют только ротовое отверстие (Да)
  6. Среди кишечнополостных встречаются сухопутные
    виды. (Нет)
  7. Двухслойные животные. (Да)

2 команда

“Сцифоидные”

  1. Трехслойные животные. (Нет)
  2. Кишечнополостные относятся к подцарству
    Многоклеточные.(Да)
  3. Имеют эктодерму, энтодерму и мезодерму. (Да)
  4. Имеют радиальную симметрию тела (Да)
  5. У данных организмов впервые появляется нервная
    система лестничного типа. (Нет)
  6. Сохранилось внутриклеточное пищеварение. (Да)
  7. Имеют кишечную полость. (Да)

3 команда

“Коралловые полипы”

  1. Исключительно водные животные. (Да)
  2. Есть ротовое и анальное отверстие. (Нет)
  3. Впервые появилось кишечнополостное
    пищеварение. (Да)
  4. У данных организмов впервые появляется
    выделительная система. (Нет)
  5. Характерно наличие стрекательных клеток. (Да)
  6. Среди кишечнополостных есть колониальные
    формы. (Да)
  7. Для большинства характерны две основные
    жизненные формы: полипы и медуза. (Да)

Учитель:

“Со станцией этой прощаемся,
И к следующей перемещаемся”.

Учитель: звонит колокольчиком и закрывает
станцию на карте одним из разноцветных флажков.

2 станция “Потеряй-ка”

Предложение писали,
А слова случайно потеряли,
Вы их быстрей найдите,
И предложение в порядок приведите!

Учитель командам выдает задание. Время
выполнения 5 минут, затем выполненные задания
команд передаются жюри. Каждый правильный ответ
оценивается в 1 балл.

1 команда “Гидроидные”

  • Кишечнополостные обитают исключительно в (водной)
    среде.
  • Дышат кишечнополостные (поверхностью тела).
  • Кишечная полость имеет только одно, (ротовое)
    отверстие.
  • Пищеварение кишечнополостных как (кишечнополостное)
    так и (внутриклеточное).
  • В типе Кишечнополостные различают три класса: (Гидроидные,
    Сцифоидные, Коралловые полипы)
    .
  • Гидроидные обычно существуют в виде двух
    жизненных форм – (полипов) и (медуз).
  • Половое поколение у Гидроидных – (медузы).
    Личинки гидроидных покрыта ресничками и
    называется (планула).
  • 2 команда

    “Сцифоидные”

    1. Кишечнополостные имеют (лучевую)
      симметрию тела,
    2. В эктодерме гидры находятся (эпителиально-мускульные,
      стрекательные, промежуточные, половые и нервные)
      клетки.
    3. Для кишечнополостные характерны особые (стрекательные)
      клетки.
    4. В эндодерме гидры находятся (эпителиально-мускульные,
      железистые и пищеварительные
      клетки).
    5. Актинии относятся к классу (Коралловые
      полипы)
      .
    6. Коралловые рифы образуют полипы из класса (Коралловые
      полипы)
      .
    7. В классе Коралловые полипы отсутствует (медузоидная)
      стадия.

    3 команда

    “Коралловые полипы”

    1. Между энтодермой и эктодермой находится (мезоглея).
    2. Бесполое размножение гидры осуществляется
      путем (почкования).
    3. Для гидры характерны (регенерация)
      восстановление утраченных частей тела.
    4. Ответ организма на действие раздражителей,
      осуществляемый при помощи нервной системы,
      называется (рефлексом).
    5. Для класса Сцифоидные медузы характерны и
      стадия медуз и стадия полипов, т.е. происходит (чередование
      поколений).
    6. Движение медуз осуществляется за счет (сокращение
      зонтика)
      .
    7. Половое поколение у Сцифоидных медуз – (медузы).

    3 станция “Угадай-ка”

    Карту одну за другой открывай,
    Правильный ответ угадай,
    И вслух его называй!

    Каждой команде выдается тест из четырех
    заданий. Время выполнения задания 3 минуты, затем
    учитель по очередности проверяет правильность
    ответов, а жюри оценивае. Каждый правильный ответ
    оценивается в 1 балл.

    1 команда “Гидроидные”

    1. У какого класса кишечнополостных
    отсутствует стадия медузы?

    1) У гидроидных.
    2) У коралловых полипов.
    3) У сцифоидных.
    4) Стадия медузы имеется у всех классов
    кишечнополостных.

    2. Какие стадии жизненного цикла у гидроидных
    образуют половые клетки, являются половым
    поколением!

    1) Медузы.
    2) Планулы.
    3) Колонии полипов.
    4) И медузы, и колонии.

    3. Класс Коралловые полипы характеризует
    следующее:

    1. Как правило, сидячий образ жизни.
    2. Раздельнополые животные.
    3. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается
    плавающая личинка – планула.
    4. Бесполое размножение происходит с помощью
    почкования.

    2 команда

    “Сцифоидные”

    1. Для каких стадий жизненного цикла
    гидроидных полипов характерно размножение
    почкованием?

    1. Для медуз.
    2. Для планул.
    3. Для колониальных полипов.
    4. Для медуз и колониальных полипов.

    2. Сцифоидные медузы плавают с помощью:

    1) Выбрасывания воды из кишечной полости
    через ротовое отверстие.
    2) За счет волнообразных движений щупалец.
    3) За счет сокращений зонтика.
    4) С помощью ресничек, покрывающих все тело
    медузы.

    3. Класс Гидроидные характеризует следующее:

    1. У многих его представителей происходит
    чередование медузоидной и полипоидной
    (прикрепленной) стадий.
    2. Полипы ведут, как правило, сидячий образ жизни.
    3. Медузы – раздельнополые животные.
    4. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается
    плавающая личинка – планула.

    3 команда “Коралловые полипы”

    1. Краевое нервное кольцо со скоплениями
    (ганглиями) нервных клеток имеется:

    1) У коралловых полипов.
    2) У гидроидных полипов.
    3) У сцифоидных полипов.
    4) У сцифоидных медуз.

    2. Актиния относятся к классу:

    1) Гидроидные.
    2) Коралловые полипы.
    3) Сцифоидные.
    4) Актинии есть и в классе Гидроидные и в классе
    Сцифоидные.

    3. Класс Сцифоидные характеризует следующее:

    1. Чередование медузоидной и полипоидной
    (прикрепленной) стадий.
    2. Половые клетки образуются у раздельнополых
    медуз.
    3. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается
    плавающая личинка — планула.
    4. Медузы могут достигать 2 м в диаметре зонтика.

    4 станция “Сочиняй-ка”

    Скорее головы свои “включите”,
    Из данных слов стихи Вы сочините!

    Каждой команде раздаются листы с заданием. В
    конверте выдаются слова, а дети должны из слов
    сочинить стихотворение. Время выполнения 5 минут.
    Максимальное количество баллов 5.

    1 команда “Гидроидные”. Полупрозрачное,
    Животное, В, Водоемах, С, Чистой, Водой, Живет,
    Малоподвижный, Образ, Жизни, Ведет.

    2 команда “Сцифоидные”. Гидра, В, Чистой,
    Воде, Живет, Малоподвижный, Образ, Жизни, Ведет.

    3 команда “Коралловые полипы”. Полупрозрачное,
    Животное, Подошвой, Прикрепляется, К, Камням, В,
    Чистотой, Воде, Живет, Малоподвижный, Образ,
    Жизни, Ведет.

    5 станция “Соображай-ка”

    На ходу сообразите,
    И каждой клетке
    Свое местонахождение
    И функции найдите!

    Учитель выдает конверты с заданиями для
    заполнения таблицы на доске “Клеточное строение
    тела гидры”. Команде “Сцифоидные” – конверт с типом
    клеток
    ; “Коралловые полипы” – местонахождение;
    “Гидроидные” – выполняемые функции. Каждый
    правильный ответ оценивается в 1 балл.

    Клеточное строение тела гидры

    “Сцифоидные”

    “Коралловые полипы”

    “Гидроидные”

    Типы клеток

    Местонахождение

    Выполняемые функции

    Эпителиально-мускульныеЭктодерма и энтодермаРасполагаются в эктодерме вдоль тела, и
    при их сокращении тело укорачивается или
    изгибается. Располагаются в энтодерме поперек
    тела, и при их сокращении тело становится более
    тонким. Защита от механических повреждений
    НервныеЭктодермаПередают возбуждения к
    эпителиально-мускульным и другим клеткам тела
    Стрекательные”ЭктодермаПробивают покровы жертвы и вводят яд;
    обвиваются вокруг добычи; прилипают к жертве
    ПромежуточныеЭктодермаСпособны к превращению в другие типы
    клеток. Регенерация
    ЖелезистыеЭнтодермаВыделяют пищеварительный сок в
    кишечную полость
    ПищеварительныеЭнтодермаЗахват пищевых частиц и
    внутриклеточное пищеварение
    Половые (яйцеклетки и сперматозоиды)ЭктодермаПоловое размножение

    6 станция “Размышляй-ка”

    Вы подумайте немножко,
    Что могло произойти,
    Свой ответ Вы предположите,
    И нас в нем убедите!

    Командиры команд вытягивают по 2 вопроса. Время
    на обдумывание 5 минут. За каждый правильный
    ответ по 2 балла.

  • Пресноводная гидра не может обитать в водоемах
    с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой
    широко встречается. Почему?
  • Гидра не обитает в водоемах с быстрым течением
    потому, что ее мягкое тело разбивается
    быстротекущей водой и в таких водоемах нет
    маленьких рачков – дафний и циклопов, которыми в
    основном питаются гидры.
  • Проплывающая дафния задевает гидру.
    Предположите, что может произойти.
  • При раздражении гидра использует для защиты
    стрекательные клетки, поэтому, вероятнее всего,
    дафния будет парализована съедена.
  • Биологи и медики подробно изучают регенерацию
    частей тела гидры. Предположите, почему это важно
    для медицины.
  • Изучение регенерации тканей важно для
    разработки методов заживления ран человека.
  • У гидр в водоемах почти нет врагов. Если рыба
    схватит гидру, то сейчас же вместо того, чтобы
    проглотить, выпустит ее. Почему?
  • Рыба от стрекательных клеток гидры получит ожог
    ротовой полости и рефлекторно выпустит ее.
  • Какое значение имеет для медузы – корнерот
    голубоватая окраска?
  • Голубоватая окраска медузы – корнерот
    покровительственная, т. е. помогает ей быть
    незаметной для ее врагов.
  • В тропических морях некоторые виды
    колониальных полипов образуют большие
    коралловые рифы. Так, длина Большого Барьерного
    рифа примерно 2000 км. Почему оказалась возможной
    постройка столь малыми животными таких
    гигантских сооружений?
  • Колониальные полипы в теплых морях очень быстро
    размножаются почкованием, поэтому образуется их
    чрезвычайно много. Из несметного количества их
    известковых скелетов со временем и создаются
    мощные коралловые рифы, мешающие судоходству.
  • 7 станция “Кроссвордная”

    (Рисунок5)

    На станции “Кроссвордная”
    Прошу не зевать,
    И слово зашифрованное
    Быстрей всех отгадать!

    За каждый правильный ответ 1 балл. Время
    выполнения 7 минут. Кроссворды проверяет жюри.

    Вопросы к кроссворду:

    1. Как называется процесс бесполого размножения
    гидры?
    2. Как называют кишечнополостные, ведущие
    прикрепленный образ жизни?
    3. Как называют нижний конец тела гидры, при
    помощи которого она прикрепляется?
    4. Как называют свободно плавающую форму?
    5. Какая симметрия тела у всего типа?
    6. В какой среде исключительно обитают все
    представители данного типа?
    7. Как называется внутренний слой гидры?
    8. Какой образ жизни ведет гидра?
    9. Как называется наружный слой гидры?
    10. Как называют клетки, которые выделяют
    пищеварительный сок в кишечную полость?
    11. Какое отверстие имеет кишечная полость?
    12. Чем дышит гидра в Н20?
    13. Как называют клетки, которые служат средством
    нападения и защиты?
    14. С помощью чего поврежденная гидра легко
    восстанавливает утраченные части тела?
    15. Клетки, которые передают возбуждения к
    эпителиально-мускульным клеткам?
    16. Тонкая студенистая неклеточная прослойка?

    Пока жюри проверяет кроссворды команды
    показывают рекламу своих команд.

    Заключительный этап путешествия

    Учитель: Ну, что ребята, наш урок-путешествие в
    страну Кишечнополостных подошел к концу!
    Путешествие было сложным, но Вы его прошли с
    достоинством и показали хорошие теоретические
    знания и практические умения по данной теме.
    Ребята, как Вы думаете, мы выполнили поставленные
    в начале путешествия задачи?

    Ученики: Да.

    Учитель: И я так думаю, что все задачи
    путешествия выполнены!

    Жюри подводит результаты путешествия
    (объявляет заработанные баллы командам). Та
    команда, которая заработала большее количество
    баллов получает клад №1 – каждый участник
    команды получает оценку “5”. Клад №2 – “4”. Клад
    №3
    – утешительные призы.

    Спасибо за внимание!

    Источник

    Читайте также:  Первые признаки рака кишечного тракта