Кишечные инфекции сестринская помощь

Слайд 1

Сестринский процесс при кишечных инфекциях. П одготовила студентка 43 группы Акименко Виктория Преподаватель: Абрамова И.В.

Слайд 2

Кишечные инфекции – это группа инфекционных болезней, при которых наблюдается преимущественное поражение кишечника. Возбудителями кишечных инфекций являются различные виды бактерий и вирусов . Кишечная инфекция – достаточно серьезная проблема, которая чревата снижением иммунитета и крайне плохим самочувствием больного. Многочисленные возбудители кишечной инфекции ( шигеллы , сальмонеллы , эшерихии , стафилококки , клебсиеллы, протей, кампилобактерии , синегнойная палочка, ротавирусы , энтеровирусы , аденовирусы, а также амебы, лямблии, грибки) особенно опасны в летний период, когда из-за жары люди особенно восприимчивы к разного рода болезням.

Слайд 3

Возбудителями кишечных инфекций являются: Бактерии : сальмонеллы, шигеллы , стафилококки, холерный вибрион. Вирусы : энтеровирусы , ротавирусы . Общей чертой кишечных инфекций является способность к выработке энтеротоксинов . Все бактерии и вирусы в силу достаточной устойчивости к факторам внешней среды имеют повсеместное распространение . Все возбудители кишечных инфекций имеют свою специфическую антигенную структуру.

Слайд 4

Источниками кишечных инфекций являются: животные и птицы Резервуарами кишечных инфекций являются: человек ; животные и птицы Восприимчивый организм к кишечным инфекциям: человек

Слайд 5

Механизм передачи кишечных инфекций: фекально-оральный . Пути передачи кишечных инфекций: пищевой , алиментарный; водный ; контактно-бытовой . Возбудители и их токсины попадают в организм через рот и поступают в желудочно-кишечный тракт. Достигая нужного отдела кишечника, возбудители внедряются в слизистую оболочку, вызывая развитие воспалительной реакции. Вследствие этого возникает выраженная диарея и рвота, которые приводят к быстрому развитию дегидратации, деминерализации, гиповолемии и так далее.

Слайд 6

При пищевых инфекциях инкубационный период не бывает продолжительным. В типичных случаях его продолжительность составляет от нескольких часов до суток, и лишь в отдельных случаях инкубационный период может укорачиваться до 30 минут (при стафилококковых токсикоинфекциях ) или удлиняться (свыше 24 ч). Независимо от этиологии клинические проявления при пищевых инфекциях в целом носят однотипный характер. Заболевания начинаются внезапно, появляются признаки развития интоксикации, гастроэнтерита и обезвоживания организма. Больные с пищевыми инфекциями отмечают: внезапное появление слабости; недомогание; чувство дискомфорта в животе, которое через короткое время сменяется схваткообразными болями. одновременно появляются тошнота,; многократная рвота; жидкий водянистый стул (до 10-15 и более раз в сутки). Стул чаще имеет неприятный запах и не содержит патологических примесей в виде слизи и крови. Интоксикация характеризуется: появлением озноба; повышением температуры до 39?С; головной боли.

Слайд 7

Острый период при пищевых инфекциях обычно продолжается в течение 12-36 ч., но может удлиняться и до нескольких дней. В зависимости от тяжести заболевания при объективном обследовании у больных выявляются: бледность кожных покровов; акроцианоз ; тахикардия; снижение артериального давления. При наличии обезвоживания организма у больных могут отмечаться: судороги; анурия ; коллапс ; шок .

Слайд 8

Диагностика Лабораторные методы исследования: общий анализ крови . кровь на серологическое исследование: наличие антител. общий анализ мочи. общий анализ кала: неоформленный кал (диарея или дегтеобразный); наличие белка или крови, соединительной ткани, жира, остатков пищи, лейкоцитов, мышечных волокон. кал на бактериологическое исследование: возбудитель инфекции; бактериологическое исследование рвотных масс: возбудитель инфекции; бактериологическое исследование промывных вод желудка: возбудитель инфекции.

Слайд 9

Профилактика бязательное тщательное мытье рук с мылом перед приготовлением, приемом пищи и после посящения туалета; воду для питья употреблять кипяченную, бутилированную или из питьевого фонтанчика с системой доочистки водопроводной воды; овощи и фрукты, в том числе цитрусовые и бананы употреблять только после мытья их чистой водой и ошпаривания кипятком; разливное молоко употреблять после кипячения ; скоропортящиеся продукты сохранять в холодильниках в пределах допустимых сроков хранения; обязательны соблюдение чистоты в жилище, частое проветривание, ежедневное проведение влажной уборки; купаться в открытых водоемах в летний период года можно только в специально отведенных местах; на вокзалах, в аэропортах, местах массового отдыха при питье бутилированной, газированной воды использовать только одноразовые стаканчики.

Слайд 10

Сестринский процесс 1. Изолировать больного до клинического выздоровления + отрицательных результатов бакобследования (в случае положительных предварительных результатов обследования на кишечную группу) Обеспечивается профилактика распространения инфекции 2. Организовать хлорный режим при контакте с больным Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, могут долго сохраняться на предметах, что делает возможным передачу инфекции через предметы, третье лицо 3. Следить за регулярным проветриванием помещения, проведени -ем влажных уборок не менее 2 раз в день Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде. Обеспечивается чистота воздуха 4. Обеззараживать испражнения больного Механизм передачи ОКИ фекально-оральный

Слайд 11

5. Организовать проведение оральной регидратации Восполняются потери солей и жидкости. Предупреждается повторное развитие эксикоза 6. Обеспечить лечебное питание (дозированное питание, щадящей пищей с постепенным переходом к физиологической норме и рациональному питанию к 5-7 дню.) Уменьшается нагрузка на ЖКТ, следовательно, создаются условия для регенерации слизистой оболочки кишечника результатом чего является ликвидация диспепсических явлений. 7. Уделить внимание гигиеническому уходу за кожей в слизистыми оболочками Предупреждается появление опрелостей из-за частого жидкого стула, развитие стоматитов, конъюнктивитов из-за

Источник

Лекция №33.

Тема: «Сестринский процесс при острых кишечных инфекциях (ОКИ) у детей».

План.

  1. Классификация ОКИ.

  2. Шигеллез: определение, этиология, эпидемиология, клиника, особенности у детей раннего возраста.

  3. Сальмонеллез: определение, этиология, эпидемиология, клиника.

  4. Эшерихиоз: определение, этиология, эпидемиология, клиника.

  5. Осложнения ОКИ.

  6. Диагностика, принципы ухода и лечения.

  7. Профилактика.

ОКИ – группа заболеваний, основными клиническими проявлениями которых, являются диарея и рвота.

Все ОКИ можно разделить на 2 группы:

1- ОКИ бактериальной природы: – вызываемые патогенными энтеробактериями (шигеллы, сальмонеллы, эшерихии, иерсинии и др.);

– вызываемые условно-патогенными микроорганизмами (клебсиелла, протей, синегнойная палочка и др.).

2- Вирусные диареи (вызываемые вирусами ЭКХО, Коксаки, ротовирусами, аденовирусами и др.).

Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, не обладают летучестью.

Механизм передачи ОКИ – фекально-оральный, который реализуется пищевым, водным, контактно-бытовым путями.

Иммунитет после перенесенной ОКИ типоспецифичный и не стойкий.

Дизентерия (шигеллез) – это острое инфекционное заболевание, характеризующиеся симптомами интоксикации и поражением слизистой оболочки сигмовидной и прямой кишки (симптомами колита).

Этиология – возбудители дизентерии – шигеллы из семейства энтеробактерий. Наиболее часто встречается шигеллы Зонне и Флекснера. Наиболее устойчивы к факторам внешней среды шигелла Зонне. Они живут в воде открытых водоемов до 48 суток, шигеллы Флекснера 10-16 дней. В молоке и молочных продуктах шигеллы Зоне сохраняются до 6- 10 суток, а Флекснера 3-5 суток. Все шигеллы чувствительны к воздействию высоких температур и дезинфекгантов .

Эпидемиологя. Источник инфекции – больные (особенно легкими и стертыми формами) и бактерионосители, мухи. Механизм передачи – фекально-оральный.

Пути передачи: пищевой, водный, контактно-бытовой. Болеют преимущественно дети от 2-х до 7-и лет.

Читайте также:  Диета для детей после кишечной инфекции рецепты

Клиника: Инкубационный период от 6-8 часов до 7 дней.

– Синдром интоксикации: повышение температуры до 38-39°, вялость, сонливость, головная боль, рвота 1-2 раза.

– Колитический синдром: – схваткообразные боли в животе, в левой подвздошной области (у маленьких детей без четкой локализации); – тенезмы – ложные позывы на акт дефекации; – спазм сигмовидной кишки (болезненность и уплотнение при пальпации в левой подвздошной области); – зияние ануса; – частый жидкий стул с патологическими примесями (в виде скудной слизи, зелени, прожилок крови). Стул вначале обильный, но быстро утрачивает каловый характер, становится скудным и представляет собой комочек мутной слизи, а иногда гноя с прожилками крови – «ректальный плевок».

Особенности шигеллеза у детей раннего возраста:

1- у детей до года встречается крайне редко;

2- стул часто не теряет каловый характер, но всегда отмечается много слизи и зелени;

3- примесь крови бывает редко и появляется не в 1-е дни болезни, а спустя 3-4 дня;

4 – у большинства детей отмечается вздутие живота (метеоризм);

5 – зияние ануса – не наблюдается;

6 – вместо тенезмов – их эквиваленты – беспокойство, плач, покраснение лица во время дефекации;

7 – характерно затяжное течение с переходом в хроническую форму;

8 – часто развивается дисбактериоз кишечника.

Сальмонеллез – острое инфекционное антропозоонозное заболевание, характеризующееся выраженной интоксикацией и дегидратацией. Возбудителем инфекции является сальмонелла, которая поражает не только людей, но и животных. Они достаточно устойчивы во внешней среде, хорошо переносят низкие температуры, но быстро погибают при высоких. Активно размножаются в таких пищевых продуктах, как мясо, масло, яйца, молоко. Способны выделять токсины, которые вызывают повреждение слизистой оболочки кишечника, а также усиливают секрецию в его просвет жидкости и солей. Быстро погибают при добавлении в продукты питания лимонного сока и уксусной кислоты. Чувствительны к обычным дез. средствам, устойчивы к большинству антибиотиков.

Эпидемиология. Источники инфекции: – больной человек и бактерионоситель;

– домашние животные (собаки, кошки, свиньи, коровы, овцы); – птицы (куры, утки); – дикие животные; – рыба.

Путь передачи: – Контактно- бытовой (у детей раннего возраста);

– пищевой (молочные продукты, кондитерские изделия, яйца).

Клинические проявления сальмонеллеза.

Длительность инкубационного периода от нескольких часов до 2-3 дней. Характерно острое начало заболевания: отмечаются выраженная вялость и бледность кожи с легкой синюшностью носогубного треугольника. Рвота может начаться с первых часов, но может присоединиться и позже, у некоторых детей она носит упорный характер. Вскоре появляется обильный, пенистый, водянистый стул, сохраняющий каловый характер с небольшим количеством слизи, буро – зеленого цвета (по типу «болотной тины»). Быстро развивается обезвоживание. В тяжелых случаях развивается нейротоксикоз (гипертермия, судороги, нарушение сознания) или ИТШ (снижение АД, цианоз, холодные конечности,гипотермия).
Эшерихиоз (коли – инфекция) – это острое инфекционное заболевание, вызываемое патогенными штаммами кишечной палочки и характеризующееся поражением тонкого кишечника. Болеют дети раннего возраста, особенно 1-го года жизни. Редко встречается у старших детей и взрослых.

Этиология: заболевание вызывает кишечная палочка (Эшерихия коли), Эшерихии длительно сохраняются на предметах ухода, игрушках, посуде (до 2-5 месяцев). В молоке размножаются, выделяя токсин. Быстро погибают от нагревания и дез. средств.

Эпидемиология: Источник инфекции: больные и бактерионосители. Путь передачи у маленьких детей – контактно-бытовой.

Клиника. Инкубационный период: от 2 до 5 дней. Начинается остро с появления брызжущего стула с большим количеством воды, светло – желтого или оранжевого цвета, до 15 раз в сутки. Характерны срыгивания, рвота, метеоризм, волнообразное течение. Быстро развивается эксикоз: сухость кожи и слизистых, тургор тканей снижается, глаза и БР западают, снижается масса тела при эксикозе 1 ст. до 5 %, при 2 ст. – до 10%, при 3 ст. – более 10%. Олигурия, парез кишечника, нарушения функции сердечно-сосудистой системы.
Осложнения ОКИ: Кишечный токсикоз с эксикозом, ИТШ, гипотрофия, анемия, инвагинация, пневмония, пиелонефрит, кишечное кровотечение, выпадение слизистой прямой кишки.
Диагностика ОКИ: – основной метод – бак. посев кала, рвотных масс на кишечную группу; – серологические реакции ( РПГА, РНГА и др.); – копрологическое исследование; – анализ крови.

Принципы лечения и ухода ОКИ:

Строго соблюдать санитарно-гигиенический режим: соблюдать этапность заполнения палат, следить за обеззараживанием выделений больного, дезинфекцией его белья, посуды, игрушек.

Пользоваться унитазом запрещено!!! Осмотр стула после каждого акта дефекации, вести сетку стула. Учет и регистрация рвоты.

Диетотерапия. В остром периоде рекомендуется дозированное питание, когда возрастной объем грудного молока уменьшается наполовину. При отсутствии грудного молока назначают низколактозные, кисломолочные смеси в уменьшенной разовой дозе: по 30-50-70 мл смеси через 2 ч. При рвоте или отказе ребенка от еды можно кормить детей пипеткой с тупым концом. Смесь следует капать из пипетки на корень языка, чтобы облегчить ее прохождение. При тяжелых кишечных инфекциях для кормления детей используют назогастральный зонд. После кормления ребенка нельзя оставлять одного, необходимо следить, чтобы срыгивание и рвота не привели к аспирации (попаданию пищевых комков в гортань и бронхи). Грудных детей следует 10-15 мин после кормления держать на руках вертикально, а затем класть в кровать на бок.

Детям старше года назначают диету № 4. В первые сутки болезни объем питания уменьшают на 25 %, назначают преимущественно кисломолочные продукты, каши, слизистые супы, творог. В течение 3-4-х дней объем пищи доводят до физиологической нормы, к 4-5-му дню возрастное питание детей восстанавливается.

Проведение пероральной регидратации при1-2 ст эксикоза.

Для этого применяется глюкозо-солевой раствор «Регидрон», гастролит, глюкосолан, оралит, электролит, слабый слегка подслащенный чай, морковный отвар, 5 % раствор глюкозы, которые дают в промежутках между кормлениями по 1-2 ч.л. каждые 5-10 минут.

Проводится в 2 этапа.

1-й этап – первчная регидратация (восстановить имеющийся дефицит). При 1 ст. эксикоза из расчета 50мл/кг массы тела в течение первых 4часов лечения, при 2 ст. 100 мл/кг в течение 6 часов.

2-й этап – поддерживающая регидратация: объем введенной жидкости должен быть равен объему жидкости, которую ребенок теряет со стулом и рвотой, ориентировочно, теряется 10 мл воды на 1 кг массы тела.

Оральная регидратация проводится до прекращения рвоты и поноса.

Во время регидратации медсестра обязана контролировать количество введенной и выделенной жидкости, периодически взвешивать ребенка.

При отсутствии эффекта от регидратационной терапии проводят инфузионную терапию: внутривенно капельно вводят 10 % раствор глюкозы, раствор Рингера, реосорбилакт, реополиглюкин, 0,9 % раствор натрия хлорида.

Тщательный уход за кожей и слизистыми: своевременно подмывать, смазывать кожные складки детским кремом или растительным маслом.

Читайте также:  Препараты применяемые при кишечных инфекциях

Помощь при рвоте, метеоризме.

Выполнять назначения врача:

– энтеросорбенты: смекта, неосмектин, полифепан, энтеросгель, лигносорб и др. Эти препараты обладают обволакивающими, адсорбирующими и антисекреторными свойствами, что приводит к выведению из организма микробов, токсинов, различных метаболитов и способствует нормализации стула. – этиотропная терапия включает назначение антибиотиков и кишечных антисептиков: нифуроксазид (энтерофурил), препараты II-III ряда – цефиксим (супракс), амикацин, норфлоксацин, цефотаксим (клафоран), цефриаксон.

При ротавирусной инфекции назначают внутрь иммуноглобулин, КИП или гепон. Другие препараты выбора: канамицин, фурозолидон, эрцефурил, интетрикс, аугментин, цедекс, полимиксин. Антимикробные препараты назначают в возрастных дозах, курс 5-7 дней.

– специфические бактериофаги (дизентерийный, сальмонеллезный) при легких формах болезни.

– ферментны (фестал, мезим-форте, пангрол 400, панзинорм, креон).

Профилактика ОКИ: 1.Изоляция больного до клинического выздоровления и обязательного однократного отрицательного контрольного бактериологического исследования, проведенного не ранее чем через 2 дня после окончания лечения. 

2. При случае ОКИ в детском коллективе – карантин 7 дней, обследовать всех контактных на кишечную группу, наблюдение.

Диспансерное наблюдение 1 месяц.

Источник

Цели занятия:

– систематизировать и углубить знания по данной теме;

– обобщить и систематизировать сведения об уходе за больным ребенком с кишечными заболеваниями, вирусном гепатите.

Основная литература:

1. Ежова Н.В. Педиатрия [Текст]/ Н.В.Ежова, Е.М.Русакова, Г.И.Кащеева. – Мн: Высш. шк., 2006 – 524 с., стр. 425 – 442.

2. Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 200 – 211, 218 – 219.

Дополнительная литература:

1. Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии в 2-х ч. ч. I,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севостьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»).

2. Медицинский энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. В.И.Бородулина – М.: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с.

Ход работы:

1. Работа с понятиями: дать краткий ответ на следующие термины, пользуясь терминологическим словарем (приложение 1).

2. Пользуясь схемами ответа, дать развернутый ответ по заболеваниям: дизентерия, сальмонеллез, эшерихиоз (коли-инфекция), псевдотуберкулез, вирусный гепатит (приложение 2).

3. Изучить схемы базисного ухода за пациентами с кишечными инфекциями и вирусным гепатитом.

4. Литература:

Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 247 – 249.

5. Решить тестовое задание (приложение 3), сравнить с эталоном ответа.

6. Решить ситуационную задачу (приложение 4), сравнить с эталоном ответа.

7. Решить самостоятельно ситуационную задачу (по выбору) (приложение 5), законспектировать ответ в тетрадь.

8. Ответить на вопросы для самоконтроля (приложение 6).

Приложение 1

Терминология

1. Интоксикация.

2. Дефекция.

3. Тенезмы.

4. Эксикоз.

5. Метеоризм.

6. Диарея.

7. Бактериофаг.

8. Оральная регидратация.

9. Биопрепараты.

10. Скарификация.

11. Иктеричность.

12. Гепатит.

Приложение 2

Схема ответа

1. Возбудитель.

2. Устойчивость во внешней среде.

3. Механизм, пути передачи.

4. Инкубационный период (сроки).

5. Боли в животе (локализация).

6. Характер кала.

7. Количество дефекаций.

8. Синдром интоксикации.

9. Этиотропная терапия (перечислить).

10. Осложнения.

11. Изоляция больного.

12. Карантин.

13. Обследование контактных.

14. Дезинфекция.

Приложение 3

Тестовые задания

1. Установите соответствие:

заболевание возбудители

а) дизентерия; а) шигелла;

б) сальмонеллез; б) сальмонелла;

в) коли-инфекция; в) иерсиния;

г) псевдотуберкулез; г) эсиерихия.

2. Механизм заражения коли-инфекцией:

а) аэрогенный; б) трансмиссивный;

в) трансплацентарный; г) фекально-оральный.

3. Путь передачи шигеллы:

а) пищевой; б) водный; в) контактно-бытовой; г) парентеральный.

4. Инкубационный период при дизентерии (максимальный):

а) несколько часов; б) 3-5 дней; в) 7-10 дней;

г) свыше 10 дней.

5. Дизентерией чаще болеют дети:

а) до 1 года; б) до 6 лет; в) 10 лет; г) с 10 до 15 лет.

6. Для диагностики дизентерии используют:

а) реакцию гемагглютинации; б) общий анализ крови;

в) бактериологическое исследование кала;

г) бактериологическое исследование мочи.

7. Для забора кала для бактериологического исследования следует приготовить:

а) чистую стеклянную банку; б) стерильную пробирку с «петлей», средой;

в) предметные стекла, глицерин, ватную палочку; г) чашки Петри.

8. Характер каловых масс у ребенка с дизентерией:

а) жидкий со слизью, зеленью, обильный, зловонный;

б) жидкий со слизью, прожилками крови, без каловых масс;

в) кал брызжущий, оранжевый; г) кал желтый, жирный, оформлен.

9. «Ректальный плевок» характерен для:

а) дизентерии; б) коли-инфекции;

в) сальмонеллеза; г) токсикоинфекции.

10. Источник сальмонеллезной инфекции:

а) больной человек; б) грызуны; в) птицы; г) домашний скот.

11. Назовите симптомы кишечного эксикоза:

а) олигурия; б) угнетение функции ЦНС; в) полиурия;

г) западение глазных яблок, родничка; д) выбухание родничка;

е) упорная рвота, понос; ё) заостренные черты лица.

12. Растворы, применяемые для оральной регидратации:

а) глюкоза 5%; б) регидрон; в) р-р Рингер-Локка;

г) феополиглюкин; д) гемодез.

13. Сестринское вмешательство при эксикозе:

а) дозированное дробное питание; б) дегидратация мочегонными средствами;

в) оральная регидратация; г) свободный режим питания;

д) парентеральная регидратация.

14. Этиотропная терапия – это:

а) воздействие на возбудителя; б) воздействие на разные звенья патогенеза;

в) местное лечение; г) помощь при различных симптомах.

15. Этиотропная терапия – это:

а) введение антибактериальных препаратов;

б) введение вакцин, сывороток;

в) местная обработка сыпи; г) введение обезболивающих препаратов.

16. Оральная регидратация не эффективна при:

а) упорной рвоте; б) парезе кишечника;

в) тяжелой степени обезвоживания; г) высокой лихорадке.

17. Принципы лечебного питания при острых кишечных инфекциях:

а) дробное дозированное кормление; б) обогащенная витаминами пища;

в) обогащенная углеводами пища; г) отказ от вечернего кормления.

18. Дезинфекция посуды в очаге кишечной инфекции:

а) вымыть под проточной водой; б) кипятить в 2% содовом растворе 15 мин.;

в) замачивание в 5% р-ре хлорамина 30 мин.;

г) замочить в 1% р-ре хлорамина на 30 мин.

19. Инкубационный период вирусного гепатита А:

а) 1-3 дня; б) 7-50 дней; в) 60-120 дней; г) 120-180 дней.

20. Инкубационный период вирусного гепатита В составляет:

а) 3-5 дней; б) 7-50 дней; в) 30-40 дней; г) 60-180 дней.

21. Пути инфицирования гепатита А:

а) водный; б) пищевой; в) контактно-бытовой; г) парентеральный.

22. Пути инфицирования вирусного гепатита В:

а) водный; б) трансмиссивный; в) пищевой; г) парентеральный.

23. Лабораторная диагностика вирусного гепатита:

а) биохимический анализ крови; б) копрологическое исследование;

в) бактериологическое исследование кала; г) общий анализ крови.

Читайте также:  Первые признаки инфекции кишечной инфекции

24. Источником вирусного гепатита А могут быть:

а) больной человек; б) вирусоноситель;

в) сыворотки, вакцины; г) донорская кровь.

25. При вирусном гепатите диета № …

26. На контактных по кишечным инфекциям накладывается карантин:

а) 7 дней; б) 14 дней; в) 21 день; г) 35 дней.

27. На контактных по вирусному гепатиту А накладывается карантин:

а) 7 дней; б) 31 день; в) 35 дней; г) 180 дней.

28. Для профилактики вирусного гепатита В использованные инструменты перед стерилизацией:

а) кипятить 30 мин.;

б) замочить на 30 мин. в 3% р-ре перекиси водорода;

в) замочить на 60 мин. в 3% р-ре хлорамина;

г) промыть в дистиллированной воде.

29. Температура воды для проведения очистительной клизмы:

а) 24-26 град.; б) 34-36 град.; в) 36-38 град.; г) 40-42 град.

30. Температура раствором для проведения лечебной клизмы:

а) 24-26 град.; б) 34-36 град.; в) 36-38 град.; г) 40-42 град.

Эталон ответа

1. а – а
б – б
в – г
г – в
16. а, б
2. г 17. а
3. а, б, в 18. г
4. в 19. б
5. б 20. г
6. в 21. а, б
7. б 22. г
8. б 23. а
9. а 24. а
10. а, в, г 25. 7
11. а, г, ё 26. а
12. а, б, в 27. в
13. а, в, д 28. в
14. а 29. а
15. а 30. б

Приложение 4

Задача № 1

Мальчик 12 лет, вернувшись из гостей, стал жаловаться на схваткообразные боли в животе. Появилась рвота 3х кратно, не приносящая облегчения, затем повышение температуры до 390С и понос до 20 раз в день слизисто-кровянистого характера. Из анамнеза выявлено, что мальчик в гостях ел арбуз, мороженное и торт с масляным кремом. Другие гости жалоб не предъявляли. При осмотре состояние тяжелое. сознание спутанное. Кожа горячая на ощупь, розовая, сухая. Язык густо обложен серо-желтым налетов. Тахикардия. Живот мягкий, болезнен в левой подвздошной области. Стул скудный слизисто-кровянистый.

DS: Дизентерия.

Задание:

1. Выявить нарушение потребностей.

2. Выделите проблемы ребенка и их приоритетность.

3. Составьте план ухода и неотложной помощи.

4. Укажите диагностические манипуляции, необходимые для уточнения диагноза.

Эталон ответа

1. Нарушение потребностей:

– питание и питье;

– физиологические отправления;

– сон;

– движение;

– общение;

– быть здоровым.

2. Проблемы пациента:

– многократная рвота;

– боли в животе;

– повышение температуры до 390С;

– понос;

– обезвоживание.

3. Цели ухода:

краткосрочная:

– температура тела снизится через 2-3 дня;

– рвота прекратиться;

– жидкий стул станет реже.

долгосрочная:

– температура тела к выписке не будет повышаться;

– стул нормализуется.

План ухода.

План ухода Мотивация
1. Информировать пациента и его родителей о заболевании. Обеспечить право пациента на информацию.
2. Изолировать пациента в отдельный блок. Обеспечивается профилактика распространения инфекции.
3. Организовать охранительный режим.  
4. Поить ребенка солевыми растворами через 10 мин. небольшими порциями. Для восполнения солей и жидкости.
5. Лечебное питание диета № 1 дробное. Для разгрузки ЖКТ.
6. Организовать уход за ребенком (следить за состоянием кожи, слизистых). Предупреждение опрелостей, предупреждение сухости слизистой.
7. Регулярно проветривать помещение, влажная уборка с дез. растворами. Уменьшение концентрации возбудителей в воздухе.
8. Обеззараживать испражнения больного. Механизм передачи дизентерии – фекально-оральный.

Диагностика: бактериологическое обследование.

Приложение 5

Задача № 2

В стационар поступает мальчик 1 г 6 мес. с диагнозом: Острая кишечная инфекция. Жалобы на рвоту многократную, отказ от еды, повышение температуры до 38,60С, понос 6 раз в сутки.

При осмотре состояние тяжелое, выражены интоксикация, вялость, отказывается от еды, пьет неохотно, кожа сухая, бледная. Тургор тканей снижен, температура 380С, ЧД – 38 в мин., пульс 120 в мин. При пальпации живот болезненный, урчание. Стул жидкий, с примесью зелени, слизи, неприятным запахом.

Задание:

1. Выявить нарушение потребностей.

2. Выявить проблемы пациента, приоритеты, потенциальные. Определите цели.

3. Поставить цели ухода, составить план ухода с мотивацией.

Задача № 3

В стационар поступает мальчик 3 лет с жалобами на лихорадку 390С, разжиженный стул 1-2 раза в сутки, сыпь на теле. При обследовании выявлено: состояние средней тяжести, температура тела 380С, аппетит снижен. На коже сыпь симметричная на ягодицах, вокруг суставов мелкая красная сливается, покраснение лица, ладоней, стоп. Стул водянистый с примесью зелени.

Выставлен диагноз – псевдотуберкулез.

Задание:

1. Выявить нарушение потребностей.

2. Выявить проблемы пациента. Определите цели.

3. Написать план ухода с мотивацией.

4. Какое обследование должно быть проведено.

Задача № 4

В стационар поступает мальчик 3 лет с жалобами на повышение температуры до 380С, рвоту неоднократную, понос 1-2 раза в сутки, обильный, без патологических примесей.

При осмотре: состояние средней тяжести, температура 37,70С, вялость, бледность кожи, при пальпации – боли в области пупка. Стул жидкий. Выставлен диагноз: иерсиниоз.

Задание:

1. Выявить проблемы больного ребенка. Определите цели.

2. Написать план ухода с мотивацией.

3. Какое обследование должно быть проведено.

Задача № 5

В стационар поступает девочка 6 мес. с жалобами на лихорадку, жидкий стул 3-4 раза в сутки, снижение аппетита.

При обследовании выявлено: состояние средней тяжести за счет интоксикации, аппетит снижен, пьет неохотно, кожа бледная, вялость. При пальпации – боли в животе. Стул при осмотре жидкий пенистый с большим количеством зелени.

Выставлен диагноз: Сальмонеллез.

Задание:

1. Выявить проблемы больного ребенка. Определите цели.

2. Написать план ухода с мотивацией.

3. Какое обследование должно быть проведено.

Задача № 6

В стационар поступает девочка 1 год с жалобами на повышение температуры 38,50С, сонливость, рвота, отказ от еды, жидкий стул.

При осмотре выявлено: состояние тяжелое, сонливость, отказ от еды, беспокойство, боли в животе. Стул жидкий с примесью крови.

Диагноз: дизентерия.

Задание:

1. Выявить проблемы больного ребенка. Определите цели.

2. Написать план ухода с мотивацией.

3. Какое обследование должно быть проведено.

Приложение 6

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы источники, механизм, пути передачи кишечных инфекций, вирусного гепатита?

2. Дайте краткую характеристику возбудителям.

3. Опишите клинические проявления заболеваний.

4. Перечислите симптомы эксикоза I, II, III степени.

5. В чем заключаются принципы лечения кишечной инфекции?

6. Расскажите о питании пациента с ОКИ.

7. Каковы противоэпидемические мероприятия в очаге ОКИ, вирусного гепатита?



Источник