Мазок на кишечную группу алгоритм

Оснащение:

  • Чашки Петри со средами Эндо и Плоскирева для прямого посева. Пробирки с селенитовым бульоном как средой обогащения.
  • Штатив для пробирок.
  • Перчатки.
  • Бланк-направление, стеклограф.

Подготовка к процедуре.

  • Подготовить необходимое оснащение.
  • Выписать направление в баклабораторию.
  • Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.
  • Вымыть и осушить руки надеть перчатки.

Выполнение процедуры.

  • Уложить ребенка на левый бок с согнутыми в коленях и приведенными к животу ногами.
  • Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении.
  • Правой рукой взять металлическую петлю и осторожно вращательными движениями ввести ее в прямую кишку и собрать содержимое со стенок.
  • Примечание: глубина введения петли у детей раннего возраста 3 – 4 см., у старших детей – 6 – 8 см.; петлю продвигают вначале по направлению к пупку, затем параллельно позвоночнику.
  • Извлечь петлю из прямой кишки и произвести прямой посев на питательные среды. Либо поместить петлю в пробирку с селенитовым бульоном.
  • Примечание: не брать кал с явными примесями крови, т.к. кровь имеет бактерицидные свойства.

Завершение процедуры.

  • Снять перчатки, поместить в дезраствор.
  • Вымыть и осушить руки.
  • Отправить материал в баклабораторию в сопровождении направления (допускается хранение пробирки в холодильнике при температуре +3 – +40С).

После я приступила к взятию материала на носительство стафилакокка

Взятие материала из носа:

  1. Усаживаем пациента, объясняем ход процедуры.
  2. Берем стерильный ватный тампон, и не касаясь наружной поверхности носа вводим его в правый носовой ход.
  3. Снимаем слизь со стенок носовой перегородки.
  4. Вынимаем тампон из носа.
  5. Этот же тампон, не касаясь наружной поверхности носа, вводим в левый носовой ход.
  6. Снимаем слизь со стенок носовой перегородки
  7. Вынимаем тампон из носового хода.
  8. Делаем первичный посев материала на среду ЖСА тампоном, на половину чашки. (на вторую половину сеют материал из зева)
  9. Засеянные чашки помещают в термостат при 37*С

Взятие материала из зева:

  1. Усаживаем пациента, объясняем ход процедуры.
  2. Просим пациента открыть рот.
  3. В левую руку берем шпатель и вводим его в ротовую полость.
  4. Придавливаем язык книзу и немного кпереди.
  5. В правую руку берем стерильный тампон и вводим в полость рта не касаясь губ, языка, зубов и боковых стенок полости рта.
  6. Снимаем налет и слизь с миндалин , дужек мягкого неба и задней стенки глотки.
  7. Вынимаем тампон изо рта обследуемого, затем вынимаем шпатель.
  8. Делаем первичный посев материала на среду ЖСА тампоном на вторую половину чашки.
  9. Засеянные чашки помещают в термостат при 37*С .

Взятие материала на носительство дифтерии

Цель исследования: выделение возбудителя дифтерии.

Взятие материала из носа на дифтерию и первичный посев на среду:

Оборудование: стерильный ватный тампон, чашка Петри со средой КБА, стеклограф, петля, штатив, пробирки, шпатели в крафт – пакете.

Ход работы:

  1. Усаживаем пациента, объясняем ход процедуры.
  2. Берем стерильный ватный тампон, и не касаясь наружной поверхности носа вводим его в правый носовой ход.
  3. Снимаем слизь со стенок носовой перегородки.
  4. Вынимаем тампон из носа.
  5. Этот же тампон, не касаясь наружной поверхности носа, вводим в левый носовой ход.
  6. Снимаем слизь со стенок носовой перегородки
  7. Вынимаем тампон из носового хода.
  8. Делаем первичный посев материала на среду Клауберга тампоном, на половину чашки. (на вторую половину сеют материал из носа)
  9. Сначала делаем посев на участке площадь. 2*1кв.см. всей поверхностью тампона. Остальную площадь засевают этим же тампоном, круговыми движениями втирая материал в поверхность среды.
  10. Засеянные чашки помещают в термостат при 37*С

16. Взятие материала из зева на дифтерию и первичный посев на среду:

Оборудование: стерильный ватный тампон, чашка Петри со средой КБА, стеклограф, петля, штатив, пробирки, шпатели в крафт – пакете.

Ход работы:

  1. Усаживаем пациента, объясняем ход процедуры.
  2. Просим пациента открыть рот.
  3. В левую руку берем шпатель и вводим его в ротовую полость.
  4. Придавливаем язык книзу и немного кпереди.
  5. В правую руку берем стерильный тампон и вводим в полость рта не касаясь губ, языка, зубов и боковых стенок полости рта.
  6. Снимаем налет и слизь с миндалин , дужек мягкого неба и задней стенки глотки на границе пораженного и здорового участков.
  7. Вынимаем тампон изо рта обследуемого, затем вынимаем шпатель.
  8. Делаем первичный посев материала на среду Клауберга тампоном, на половину чашки. (на вторую половину сеют материал из зева)
  9. Сначала делаем посев на участке площадь. 2*1кв.см. всей поверхностью тампона. Остальную площадь засевают этим же тампоном, круговыми движениями втирая материал в поверхность среды.
  10. Засеянные чашки помещают в термостат при 37*С .

Цифровой отчет:

Выписка направленный-42

Заполнение журнала-3

Выписка результатов-42

Взятие материала на стафилакокк-10

Взятие материала на носительство дифтерии -12

Читайте также:  Срок годности результатов анализов на кишечную группу

Взятие материала на кишечную группу-20

Шестой день практики.Шестой день я продолжила в регистратуре. В этот день я забирала материал на холеру(форма №30)

Взятие материала на холеру

Методы первого, второго, третьего, четвертого дня исследования при выделении и идентификации холерного вибриона. Тесты, применяемые для идентификации культуры холерного вибриона.

Алгоритм действия:

1. Материал засейте в 1% пептонную воду объемом 50-100мл.

2. Параллельно засейте материал на щелочной агар

3. Из материала приготовьте мазки, зафиксируйте в смеси Никифорова

4. Мазки из материала окрасьте фуксином и по Граму

5. Проверьте подвижность в раздавленной и висячей капле

6. Через 6-8 часов исследуйте пептонную воду на наличие пленки на поверхности среды

7. Пересейте на вторую пептонную воду

8. Приготовьте мазок из посева, окрасьте по Граму и фуксином

9. Поставьте с культурой ориентировочную реакцию агглютинации на стекле с О сывороткой

10. Поставьте с культурой ориентировочную реакцию агглютинации на стекле с О сывороткой

11. Колонии с щелочного агара изучите в РА

12. При положительной РА ставьте реакцию с типовыми сыворотками Огава и Инаба

13. При положительно РА изучите типичные морфологию и культуральные свойства

14. Типичную культуру высейте на полиуглеводную среду и бульон

15. После инкубации в течении 3-4 часов с бульонной культурой ставьте развернутую РА

16. Полиуглеводная среда изменяет цвет столбика (расщепление сахарозы), скошенная часть не меняется

17. Сделайте тест, идентифицирующий культуру холерного вибриона – морфология

18. Сделайте тест, идентифицирующий культуру холерного вибриона – подвижность в висячей или раздавленной капле

19. Сделайте тест, идентифицирующий культуру холерного вибриона – культуральные свойства

20. Сделайте тест, идентифицирующий культуру холерного вибриона – сахаралитические свойства

21. Сделайте тест, идентифицирующий культуру холерного вибриона – протеолитические свойства

22. Сделайте тест, идентифицирующий культуру холерного вибриона – гемолитические свойства

23. Сделайте тест, идентифицирующий культуру холерного вибриона – уреазная активность

24. Сделайте тест, идентифицирующий культуру холерного вибриона – восстановительные свойства (реакция холера-рот) восстанавливают нитраты в нитриты

25. Сделайте тест, идентифицирующий культуру холерного вибриона – диастатическая активность (расщепляет крахмал)

26. Сделайте тест, идентифицирующий культуру холерного вибриона – реакция Фогес-Проскауэра (красное окрашивание культуры при добавлении специального химического ингредиента)

27. Сделайте тест, идентифицирующий культуру холерного вибриона – проба на оксидазу (культура при добавлении специального химического ингредиента окрашивается в ярко-синий цвет)

Цифровой отчет:

Прием мазков из зева на холеру-6

Прием мазков из носа-6

Выписка направленный-6

Заполнение журнала-1

Выписка результатов-6

Седьмой день практики .День началсяв отделе по кишечным инфекциям.Цель: Прием и регистрация анализов.

Провести обеззараживание инфицированного материала, рабочего места, случайно загрязненных участков тела, одежды, предметов рабочего стола.Подготовка биологического субстрата( кал, моча, отделяемое из ран, ушей, влагалища, уретры, рвотные массы, промывные воды, ) к бактериологическому исследованию и первичный посев на твердые питательные среды и среды накопления.

Работа с термостатом и центрифугой. Техника безопасности.Выделение чистой культуры микроорганизмов и изучение ее основных свойств (морфологических, культуральных, биохимических, антигенных свойств).Приготовить микропрепараты из микробных культур и патологического материала, окраска их простыми и сложными методами окраски (по Граму, окраска капсул по Бурри по Цилю Нильсену и т.д.).Микроскопирование с иммерсионной системой и в «темном поле».

Приготовить нативные препараты висячей и «раздавленной» капли. Микрокопирование.Постановка и учет иммунологических реакций: агглютинации на стекле и объемным методом, РПГА. Регистрация и выдача результатов. Ведение дневников

Микробиологическое исследование.

Цель исследования:выделение возбудителей заболевания и определение серовара сальмонелл.

Материалом для исследования могут быть:испражнения, кровь, моча, рвотные массы, промывные воды, дуоденальное содержимое. В данном случае материалом для исследования служит испражнения взятые с помощью тампона из прямой кишки(ректальный метод).Доставка материала в лабораторию должна осуществляться в течение 2 ч.После сбора материала, тампон помещают в селенитовый бульон(среда обогащения- для накопления сальмонелл) и ставят в термостат при температуре 37 градусов на 24 ч.Посев материала на дифференциальные среды Плоскирева, Эндо и ВСА (висмут-сульфит агар)

Посев на ВСА:

1.Подписала чашку Петри со средой- поделила на две части и подписала каждую сторону.

2.Взяла тампон с материалом- сначала сделала площадку, а затем произвела посев штрихами до половины чашки.

3.Следующий посев произвожу на другой половине чашки Петри.(18 чашек)

4.Чашки ставлю в термостат при температуре 37 градусов на 24 ч.

Колонии сальмонелл на среде ВСА- мелкие,черные,блестящие,когда снимают петлей оставляют черное дно.

Колонии сальмонелл на среде Плоскирев– мелкие нежные, полупрозрачные,с ровными краями.

Колонии сальмонелл на среде Эндо– мелкие нежные,розовые, полупрозрачные.

Обработала стол дез.средством.

5.Просмотр чашек,отсев подозрительных колоний на среду Клиглера (трехсахарная среда).Изменение цвета среды в скошенной части при расщеплении сахарозы и лактозы, а изменение цвета в столбике- при расщеплении глюкозы. Сами бактерии при ферментации углеводов образуют газ (водород и углекислый газ),происходит скопление газа на дне пробирки. Эта среда позволяет определить образование сероводорода, при этом агар чернеет.

Читайте также:  Настой из ромашки при кишечных заболеваниях

6.Постановка биохимического ряда- ПБДЭ(см.табл.)

7.Фаготипирование(делается параллельно с биохимией)

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Мазок на кишечную группу алгоритм

  • 18 Октября, 2019
  • Анализы и диагностика
  • Вера Васильева

Одни из важнейших методов при проведении медицинского обследования — это лабораторные исследования. Зачастую эти данные играют решающую роль при постановке диагноза. Кал — это выделяемое при дефекации из дистального окончания кишечника. В норме кал состоит приблизительно на 80% из воды, а 20% — это остатки жизнедеятельности, непереваренных частей пищи и микроорганизмов.

Микробиом кишечника

Известно, что в кишечнике человека содержится около 500 видов различных микробов. Их разделяют на три группы:

  • Полезные. К ним относятся бактероиды, бифидобактерии, лактобактерии и другие.
  • Условно-патогенные. При хорошем иммунитете и отсутствии патологий ЖКТ их наличие никак не проявляется. Однако, при ухудшении здоровья и различных негативных факторах, они могут причинить значительный урон организму. Это – клостридии, стафилококки, энтерококки, грибки Кандида, кишечная палочка и другие.
  • Патогенные. Это возбудители множества инфекционных заболеваний, которые в норме у человека должны отсутствовать. К ним относятся: амеба дизентерийная, сальмонелла, трихомонада кишечника, холерный вибрион, балантидий и другие.

Анализ кала под микроскопом

Что входит в анализ кала на кишечную группу и какие микроорганизмы выявляются наиболее часто?

Среди наиболее выявляемых бактерий можно выделить следующие:

  • Бактерии дизентерийной группы, вызывающие шигеллез (дизентерию) – протекающее в острой форме инфекционное заболевание, имеющее фекально-оральный способ заражения. Поражает толстую кишку, проявляется такими симптомами, как диарея, боли в животе, повышение температуры, кровь и гной в кале.
  • Не менее опасными являются бактерии тифо-паратифозной группы. К ним относят возбудитель брюшного тифа — Salmonella typhi и возбудитель паратифов — Salmonella paratyphi A, B, C, а также возбудители других сальмонеллезов. Возбудитель передаются фекально-орально, поражает по большей части желудочно-кишечный тракт. Наблюдаемые симптомы: рвота, тошнота, спазмы, нарушение стула, повышение температуры. При брюшном тифе может наблюдаться поражение ЦНС в виде заторможенности и нарушения сознания.

Бактерия сальмонелла

  • Патогенные кишечные палочки являются причиной эшерихиозов – острых инфекционный кишечных заболеваний, которым в основном подвержены дети. Среди патогенных кишечных палочек выделяют приводящих к холероподобной диарее, вызывающие диарею главным образом у детей, приводящие к дизентериеподобной диарее и наличию крови в кале.

Определить наличие болезнетворных микроорганизмов и их чувствительность к антибактериальной терапии можно с помощью такого метода микробиологии, как культивирование на питательных средах.

Фекальный мазок

Показания к сдаче анализа

Основной причиной для сдачи посева кала на кишечную группу является подозрение на присутствие в кишечнике патогенных или условно-патогенных микроорганизмов в активной форме. Кроме этого, анализ назначают во время плановых проверок и при поиске скрытых бессимптомных инфекций при прохождении различных медкомиссий, в том числе, для получения санитарной книжки лицами с большим риском быть распространителями кишечных заболеваний (к примеру, сотрудники сферы общественного питания). При выявление патологических процессов большую роль играет анализ кала на кишечную группу. В случае обнаружения вредоносных микроорганизмов определяется их чувствительность к антибиотикам, а врачам анализ дает возможность осуществить эффективное лечение. Анализ на кишечную группу, что это такое? Данный анализ — важнейшая часть лабораторного исследования фекалий. Анализ кала способствует выявлению разнообразных патологических процессы, протекающих в организме. Анализ кала на кишечную группу дает возможность отслеживать эффективность проводимого лечения. Кроме того, анализ кала играет решающее значение при обследовании на наличие паразитов (гельминты, лямблии и другие).

Как сдавать кал на кишечную группу?

Перед осуществлением забора биоматериала для анализа необходимо провести соответствующую подготовку. Важные моменты при подготовке к сдаче анализа:

  • Питание. За 3-5 суток до анализа исключить пищу, содержащую рыбу и мясо в любом виде. Кроме того, перед тем как сдавать анализ кала на кишечную группу следует воздержаться от употребления алкоголя. Также из рациона питания стоит исключить мучные и хлебобулочные изделия, продукцию из молока, а также картофель и блюда на его основе. Также будет не лишним существенно ограничить употребление различных соусов, маринадов и блюд, содержащих бобовые культуры, грибы, зеленые овощи, помидоры, фрукты.
  • Медицинские препараты. За трое суток до проведения процедуры забора анализа на кишечную группу следует перестать принимать лекарства, способные оказывать существенное влияние на характеристики кала. К подобным средствам относятся антибактериальные препараты, медикаменты, влияющие на перистальтику (слабительные средства), а также препараты, содержащие железо и висмут. Кроме того, из средств местного применения следует исключить ректальные суппозитории (свечи).
  • Привычки. При проведении анализа фекалий на кишечную группу не обязательны ограничения относительно курения. Помимо этого, сам забор материала может быть осуществлен не натощак, следовательно, можно придерживаться обычного суточного рациона питания и питьевого режима с учетом перечисленных выше ограничений.
Читайте также:  Препарат от кишечного расстройства

Забор кала на анализ на кишечную группу может проводиться как в больничном учреждении, так и в домашних условиях. При сдаче анализа в медицинском учреждении пациент приходит в отделение, где укладывается на кушетку и поворачивается на бок. Лаборант осуществляет стандартный мазок, применяя обычный стерильный тампон, вводимый в прямую кишку пациента на несколько сантиметров, в то же время прокручивая его с целью лучшего сбора биологического материала. Далее тампон должен быть извлечен и помещен в специальную пробирку с подготовленной средой. Затем биоматериал подвергается анализу в соответствии с существующими протоколами. Для того чтобы собрать фекалии на анализ кишечной группы в домашних условиях, необходимо приобрести в аптеке стерильный, герметично закрывающийся контейнер с крышкой. В случае, когда кал требуется собрать у маленького ребенка, использующего одноразовые подгузники, необходимые фекалии разрешается брать непосредственно с них сразу же после опорожнения кишечника (слой биоматериала, который не соприкасался с абсорбирующей поверхностью подгузников).

Сбор кала

Правила сбора кала для анализа

Фекалии, требуемые для анализа, собираются утром во время первого акта опорожнения кишечника. Перед проведением процедуры необходимо тщательно вымыть унитаз, особенно его внутреннюю поверхность без применения средств дезинфекции, например, водой и специальным ершиком. После дефекации следует собрать каловую массу специальной мерной ложкой из стерилизованного контейнера для сбора экскрементов, которая зачастую идет в комплекте с контейнером, либо ее можно приобрести дополнительно в любой аптеке. В фекалии не должны попасть дополнительные примеси, такие как моча или кровь (во время менструации у женщин).

Собранный данным методом биологический материал следует незамедлительно отнести в лабораторию для проведения анализа кала на кишечную группу.

Контейнеры для анализа

Сколько времени может храниться биоматериал?

Согласно рекомендации профильных специалистов, доставить собранные каловые массы следует не позже двух часов для проведения наиболее достоверного анализа на кишечную группу. При отсутствии возможности транспортировать собранный биологический материал в указанный срок, стерильный и герметично закрытый контейнер можно поместить в холодильник, с целью увеличения указанного временного интервала, но не более чем на четыре часа. Если же после сбора каловых масс прошло уже больше шести часов, то точность анализа на кишечную группу значительно снижается, возможен ложноположительный или ложноотрицательный результат, даже при соблюдении всех правил сбора и транспортировки биологического материала.

Методы исследования

Процедура анализа проводится в несколько этапов:

  • микроскопическая диагностика, позволяющая исследовать микроорганизмы под микроскопом;
  • бактериологический диагностика — посев исследуемого материала на питательные среды (через шесть дней оценивается вид и активность микробов, регистрируется их количество);
  • анализ восприимчивости кишечных микроорганизмов к антибиотикам.

Перечисленные выше методы относятся к диагностике in vitro, что значит «на стекле» или «в пробирке».

Специалисты бактериологической лаборатории могут определить патогенных микроорганизмов, опираясь на их внешний вид, активность, наблюдаемую с помощью микроскопа. Этот метод называется бактериоскопическим исследованием.

Анализ кала под микроскопом

Сроки выполнения

Для получения результата исследований требуется около недели. Этот срок не связан с организационными моментами, он необходим для обеспечения возможности максимального роста и последующего выявления возбудителей.

Для ускорения диагностики в некоторых диагностических лабораториях при анализе на кишечную группу применяют экспресс-методы. Но они зачастую имеют меньшую достоверность.

Расшифровка анализа

При анализе кала на кишечную группу «негативный результат» означает отсутствие болезнетворных кишечных микроорганизмов и наличие условно-патогенных бактерий в пределах нормы. В таком случае в антибиотикограмме нет необходимости.

«Положительный результат» анализа говорит о:

  • присутствии патогенных бактерий (сальмонелл, шигелл, золотистого стафилококка, патогенных эшерихий, гемолизирующей кишечной палочки);
  • активном росте колоний условно-патогенной микрофлоры (клебсиелл, серраций, синегнойных палочек, протей, цитро-бактерий).

В данном случае выдаются также результаты антибиотикограммы. Острый инфекционный период характеризуется резким нарушением состава кишечной микрофлоры — вытеснением нормальных микроорганизмов патогенными. Дефицит и отсутствие роста нормальных облигатных микробов косвенно может свидетельствовать о наличии кишечной инфекции, в таком случае специалисты рекомендуют сделать повторный анализ.

Положительный анализ, то есть выявление возбудителей дизентерии, сальмонеллезов или эшерихиозов при наличии клинической картины означает протекание данных заболеваний в острой форме. Отсутствие клинически значимых признаков свидетельствует о бессимптомном бактерионосительстве, в том числе, хроническом – в случае регулярных положительных результатах анализа. При получении сомнительного результата рекомендуется проведение повторного обследования. При отрицательных результатах анализа вероятность заболевания низка.

Анализ кала в лаборатории

Что может влиять на результат?

Ложноотрицательные результаты может вызвать проводимая незадолго до анализа терапия антибиотиками либо химиотерапия.

Кто назначает обследования?

На анализ направляют врачи инфекционисты, терапевты, специалисты общей практики, педиатры и гастроэнтерологи.

Источник