Наблюдение за детьми с кишечной инфекцией

Острые кишечные инфекции являются достаточно распространенной патологией у детей в различных возрастных группах.

Дети особенно чувствительны к воздействию инфекционных возбудителей, чем и обусловлено быстрое развитие основных проявлений заболевания – резкое повышение температуры тела, повторная рвота, жидкий стул, отказ от еды, что практически в течение нескольких часов приводит к обезвоживанию организма вследствие потери воды и солей, нарастанию интоксикации, прогрессирующему ухудшению состояния малыша.

В такой ситуации крайне необходимо своевременно и оперативно обеспечить весь комплекс мероприятий по уходу за ребенком.

Даже однократная рвота является основанием для отмены кормления. Если же рвота повторяется, кормления отменяют на 4-8 часов: все это время ребенок нуждается в непрерывном обеспечении жидкостью для восполнения ее потерь и поддержания нормальной работы внутренних органов.

Чем и как поить ребенка? Для детей первых месяцев жизни в первую очередь – это кипяченная вода, солесодержащие растворы (регидрон, цитроглюкосолан), детский чай. Более старшим детям можно давать, кроме этого, отвар овощей, фруктов (морковь, яблоко) без добавления сахара, минеральную воду без газа и свежезаваренный слабый слегка подслащенный чай. Количество зависит также от возраста: детям первого года жизни следует давать по 50-60 мл. в час, от одного до трех лет – 80-90 мл. в час, более старшим – 100-120 мл. в час.

Крайне важно помнить, что вся предлагаемая жидкость должна бы комфортной температуры, подогретой до 30-35 градусов, кроме того, ребенка необходимо поить дробно, т.е. давать пить понемногу, по 1-2-3 чайные ложки через каждые 5-10 минут, контролируя его состояние – наличие тошноты, позывов на рвоту, общее самочувствие. Все это время ведется тщательный учет выпитой жидкости и количества мочи, для чего детей младшего возраста следует на время оставить без подгузника. Или же, если есть такая возможность, взвешивать его подгузник не реже, чем каждые два часа.

Если в течение 4-6 часов рвота не повторяется, ребенок достаточно активен, выпил весь объем жидкости и его температура не превышает 38 градусов, можно попробовать начать кормление. Чем кормить? Для грудных детей, находящихся на естественном вскармливании, лучшим питанием в этот период, безусловно, является материнское молоко. Малыша нужно прикладывать к груди не реже, чем через каждые два часа, можно чаще. Если ребенок достаточно активно сосет грудь, с каждым последующим кормлением он получает все большую порцию молока, что позволит постепенно увеличить перерывы между кормлениями до 3-3,5 часов. Блюда прикорма в первые сутки болезни лучше не давать.

При отсутствии грудного молока, кормления после перерыва начинают с привычного для ребенка, соответствующего его возрасту питания. Это может быть адаптированная молочная смесь, в т.ч. кисломолочная или безлактозная. Объем первого после перерыва кормления составляет не более половины обычного, который малыш усваивал до болезни.

Если аппетит ребенка восстанавливается, то можно постепенно, в течение 6-8 часов довести объем кормления до двух третей обычного. Недостающее количество жидкости продолжаем давать в перерывах между кормлениями. На второй день, если состояние ребенка улучшилось, кроме смесей, можно дать ему кашу, соответствующую его возрасту, но не более половины обычного объема. Детям старше одного года, на второй день болезни в случае улучающегося самочувствия и отсутствия рвоты можно предложить овощное пюре из картофеля и моркови или тыквы. Начиная с трех-пяти чайных ложек в день, можно в два приема. По-прежнему необходимо контролировать: сколько жидкости ребенок усваивает в течение суток, учитывая абсолютно все питание и питье.

Если заболевание ребенка сопровождается повышенной температурой тела (более 38 градусов), возникает необходимость приема жаропонижающих препаратов. При наличии упорной рвоты предпочтение следует отдавать, безусловно, лекарственным препаратам в виде свечей с содержанием парацетомола (эффералган, цефекон) в соответствующей возрасту дозе. Если же рвота повторяется не более 1-2 раз, ребенку можно дать препарат нурофен. В случае, если температура тела не превышает 38 градусов, лучше обойтись без жаропонижающих. В течение суток жаропонижающие можно применять не более 3-х раз. Если температура остается высокой, то необходимо дополнительно проконсультироваться с врачом, наблюдающим ребенка.

При острых кишечных инфекциях воспаление слизистой ведет к резкому нарушению всасывания воды и ускоренной эвакуации содержимого кишечника. В результате чего возникает диарея. Потери воды и соли со стулом могут быть столь интенсивными, что их бывает сложно компенсировать путем приема жидкости. Ребенок просто не в состоянии выпить и усвоить объем, в 2-2,5 раза превышающий привычные порции питания и питья. Для уменьшения потерь воды и солей следует дать больному энтеросорбент (смекта или зостерин ультра) дробно в 4-6 приемов в течение дня. Все лечебные мероприятия должны проводится под наблюдением и контролем врача. О малейших изменениях состояния ребенка необходимо своевременно сообщить своему педиатру, так как в случае тяжелого течения заболевания и при нарушении предписанного режима, состояние ребенка может ухудшиться и возможно потребуется госпитализация.

Не следует самостоятельно без разрешения врача давать ребенку антибиотики, противодиарейные и противорвотные препараты. Все необходимое лечение должно быть индивидуальным, обоснованным и современным. Ограничения в диете необходимо соблюдать на протяжении 5-7 дней, при тяжелых формах – до 10 дней. Переход к привычному для малыша рациону должен быть постепенным, с учетом всех рекомендаций вашего педиатра.

Читайте также:  Острая кишечная инфекция гастритический вариант

Выполнение назначений врача, ваша забота, терпение и внимание к любым изменениям в течение болезни – верный путь к скорейшему выздоровлению ребенка.

Часть статей о здоровье новорожденных, грудном вскармливании, родах, размещены на специальном портале Медицинского центра «XXI век» посвященном материнству: https://www.mc21.ru/mama/

Источник

Медицинская сестра обязана хорошо знать клиническую симптоматику заболеваний во всем разнообразии их клинических проявлений и вспомогательные методы диагностики для своевременной организации противоэпидемических мероприятий и правильного ухода за ребенком.[9]

Чтобы успешно освоить особенности сестринского процесса в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо – физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.

Медицинской сестре детского инфекционного отделения также не обойтись без навыков проведения медицинского сестринского обследования пациента – ребенка (в рамках своей компетентности), определения уровня представлений и знаний родственников ребенка о его потребностях, определения проблем пациента и его семьи.

Она должна уметь организовать сестринский процесс в домашних условиях, обучить пациента – ребенка и его родителей навыкам ухода и самоухода; оценить качество сестринского ухода, сестринской помощи ребенку и его семье.

От медицинской сестры также требуется умение общаться с пациентами – детьми раннего возраста и их родителями, особенно с матерью (медработники хорошо знают выражение «если болен ребенок, то больна и мать»).

Уход за больным с острой кишечной инфекцией строго индивидуален, зависит от тяжести и периода заболевания, возраста ребенка и конкретных условий. Правильно организованный уход облегчает физическое и моральное состояние ребенка, способствует его выздоровлению. Работа медсестры должна строиться таким образом, чтобы для каждого ребенка были повседневно обеспечены лечебно-охранительный режим, рациональное питание, профилактика осложнений и внутрибольничных инфекций. Большое значение имеет соблюдение питьевого режима больными, способствующему выведению из организма токсических и шлаковых продуктов, восполнению потерь со стулом и рвотой. Часто питье должно даваться дробно. Чайными ложками, а при необходимости назначается внутривенное капельное введение жидкости.

Важное значение имеет состояние кожи, так как общее снижение иммунитета создает предпосылки к различного рода гнойным осложнениям, возникновению пролежней, опрелостей, следовательно и образованию открытых «входных» ворот для инфекции, нередко вызывающих стрептокковый или стафилококковый сепсис. Чтобы предупредить развитие пролежней, необходимо чаще переворачивать больных в постели, в случае надобности применять подкладной круг, обеспечивать своевременную смену нательного и постельного белья, гигиену кожных покровов.

Термометрия обязательна не менее 2-х раз в день, лихорадящим детям измерение температуры тела показана чаще. Огромное значение в благоприятном исходе заболевания имеет уход за полостью рта больного. Некоторые инфекционные заболевания, например брюшной тиф, сопровождается запором и вздутием кишечника (метеоризмом). При запоре ребенку ставят очистительную клизму, а при метеоризме ставят газоотводную трубку. Ввиду наклонности у больных с брюшным тифом и паратифом А и В к развитию коллапса дефекация должна происходить на подкладном судне, необходимо следить также, чтобы ребенок соблюдал строгий постельный режим. Медицинская сестра и другие лица, которые осуществляют уход за инфекционным больным с кишечной инфекцией, должны немедленно сообщать врачу обо всех изменениях в состоянии больного, особенно если они имеют отрицательный характер, медицинская сестра должна обращать внимание на поведение ребенка (вялость или возбуждение), цвет слизистых оболочек и кожи, эластичность, влажность, тургор тканей. При наличии рвоты, необходимо обращать внимание на количество и состав рвотных масс (содержит ли остатки пищи, с желчью, кофейной гущи). Стул должен осматриваться после каждого испражнения ребенка – на обильность и наличие патологических примесей, его кратность. После осмотра и оценки стула медицинская сестра обязана точно записать частоту и характер стула в дневнике наблюдения за ребенком в истории болезни, в случае необходимости (наличие патологических примесей) показать лечащему или дежурному врачу. В результате потери жидкости со стулом и рвотой, часто отмечается быстрая и значительная потеря массы тела ребенка, что свидетельствует о тяжести состояния. Поэтому больного ребенка необходимо ежедневно взвешивать и полученные данные заносить в температурный лист.

Очень важным в уходе за ребенком при ОКИ являются разгрузка желудочно-кишечного тракта от пищи и проведение водно-чайной диеты в течение 6-12 часов. В это время ребенку дробно дают чай, кипяченую воду, 5% раствор глюкозы, раствор регидрона. В связи с тем, что с частой рвотой и жидким стулом теряется не только вода, но и соли, для правильного лечения проводится анализ крови на электролитный состав.

Наблюдение медицинской сестры за ребенком с ОКИ по системам:

1. Наличие симптомов токсикоза: бледность, иногда с сероватым колоритом, интоксикация центральная нервная система – изменение поведения (вялость или возбуждение), развитие коматозного состояния, токсическое дыхание (глубокое, шумное).

2. Желудочно-кишечный тракт (наличие рвоты, стула). Наличие болевого синдрома.

3. Мочевыделительная система ( диурез).

4. Сердечно-сосудистая ( пульс, артериальное давление).

5. Центральная нервная система (сознание).

6. Кожные покровы: температура тела, цвет кожи и слизистых оболочек, наличие сыпи.

7. Дыхательная система (частота дыхательных движений)

Особенности ухода и наблюдения:

1. Контроль веса при поступлении в отделение и далее по назначению врача, длительно лежащим детям 1 раз в неделю, детей до 1 года необходимо взвешивать ежедневно!

Читайте также:  Суспензия желтого цвета от кишечной инфекции

2. Частая смена нательного и постельного белья (профилактика опрелостей)

3. Термометрия 2 раза в день. Лихорадящим детям измеряется через каждые 3 часа и при необходимости чаще.

4. Учет выделенной и выпитой жидкости. Контроль за мочеиспусканием.

5. Обеспечение достаточного питьевого режима по назначению врача (дробно)

6. Обеспечение режима кормления по назначению врача.

7. Проведение инфузионной терапии, строго контролируя скорость введения инфузионных растворов.

8. При отсутствии лихорадки, наличии холодных покровов тела – согревание ребенка (так как с жидким стулом и рвотой идет потеря тепла) при помощи грелок.

9. Уход за полостью рта, кожными покровами.

Возможные проблемы больного ребенка с диареей

Потенциальные:

Промежуточные:

Приоритетные:

– резкое снижение массы тела

– повторное заболевание

– хронизация процесса

– опрелости

– снижение массы тела

– вялость или беспокойство

– боли в животе

– частый жидкий стул

-срыгивание, рвота

– отказ от еды

Источник

В структуре заболеваемости патология органов пищеварительного тракта занимает одно из первых мест. Основными симптомами, свидетельствующими о поражении желудочно-кишечного тракта являются: боли в животе и различные диспептические симптомы (понос, запор, рвота, срыгивание, тошнота, изжога, отрыжка). Эквивалентом болевого синдрома у грудных детей является плач и беспокойство, при которых малыш «сучит» ножками.

Особенности ухода за больными с поражением пищеварительной системы:

· наблюдение за функцией желудочно-кишечного трактау детей на посту(аппетит, характер и частота стула, наличие болевого синдрома или диспептических явлений и т.д.) и своевременное оповещение лечащего врача о любых отклонениях в состоянии и самочувствии больных

· контроль за четким соблюдением больными предписанных врачомдиетических рекомендаций,втом числе режима питания

· участие медсестры в обследовании детей, заключающееся в грамотном сборе исследуемого материала и подготовке больных к предстоящим обследованиям(рентгенологическим, инструментальным, эндоскопическим и т.д.),

· выполнение врачебных назначений, касающихся не только четкого приема больными медикаментозных средств, но и грамотного выполнения предписанных лечебных манипуляций.

Стул у детей грудного возраста осматривается ежедневно, а у старших — по поручению врача, или сигналу больного. Сведения о частоте и характере стула ежедневно отмечаются медицинской сестрой в температурном листе истории болезни ребенка. Характер и частота стула меняются с возрастом. У детей первого полугодия жизни, находящихся на грудном вскармливании кал золотисто-желтый, консистенции сметаны, с кисловатым запахом; число дефекации достигает количества кормлений ребенка (5–6 раз в день), но может быть и реже. При искусственном питании каловые массы обычно более густые, светло-желтые, быстрее приобретают каловый запах, количество дефекаций — реже (3–4 раза в день). Стул детей более старшего возраста всегда оформленный (в виде «колбаски»), темно-коричневой окраски, 1–2 раза в день; не содержит патологических примесей (слизи, крови).

Внимание медицинской сестры должны привлекать:

· изменения частоты стула: учащение (понос), запоры (задержка стула более 48 часов);

· изменения консистенции стула (кашицеобразный, жидкий, водянистый, впитывающийся в пеленку);

· изменения цвета кала: обесцвеченный (при нарушениях желчеотделения), «с зеленью» (при кишечных инфекциях), черный или дегтеобразный («мелена» — свидетельство кровотечения из верхних отделов пищеварительного тракта, то есть из пищевода, желудка);

· появление в кале патологических примесей: слизи, крови (свежая кровь в виде прожилок на поверхности испражнений указывает на кровотечение из нижних отделов кишечника).

Тактика медицинской сестры при выявлении у больного жидкого стула:

· изолировать больного с жидким стулом в отдельный бокс (палату), на входной двери которого вывесить табличку «карантин»;

· сообщить о появившейся диспепсии лечащему врачу, зав. отделением, а при их отсутствии — дежурному врачу;

· оставить стул ребенка (в горшке, на пеленке или памперсе) до прихода врача для осмотра и, вероятно, последующего исследования (копрограмма, посев на выявление кишечной инфекции и т.д.);

· выделить индивидуальные средства ухода за больным: горшок, посуду (в т.ч. и средства для их обеззараживания), термометр, мензурку; а также халаты для медицинского персонала, обслуживающего этот бокс; уборочный инвентарь с маркировкой «карантин», чистую ветошь для обеззараживания поверхностей;

· обеспечить проведение текущей дезинфекции: влажную уборку бокса (палаты), где находится больной; предметов ухода, посуды, остатков пищи и испражнений с применением дезинфицирующих растворов.

Питание детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

У грудных детейвид пищи, объем, и частота кормлений определяются врачом. Помимо непосредственного участия в кормлении ребенка, обязанностью медицинской сестры является учет и четкая фиксация в специальном листе истории болезни (лист питания) количества фактически съеденной пищи (молоко, смесь, прикормы). Для определения объема высосанного малышом за кормление (или сутки) грудного молока проводятся контрольные кормления.

У детей старше 1 года 3 месяцев, в зависимости от характера заболевания, с целью химического, механического щажения слизистой пищеварительного тракта врачом назначаются лечебные столы, контроль за соблюдением которых — одна из обязанностей медицинской сестры:

· диета №1 назначается при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастродуодените,

· диета №4 — при острых и хронических энтероколитах, колитах,

· диета №5 — при болезнях печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы.

В зависимости от разной степени кулинарной обработки, механического и химического щажения слизистой, указанные диеты дополнительно подразделяются на: «а)» — строгие диетические ограничения, блюда жидкой или жидко-кашицеобразной консистенции; «б)» — еще сохраняется принцип выраженного механического и химического щажения слизистой, но появляются пюреобразные блюда, пшеничный хлеб в виде сухарей; «в)» — умеренное щажение; кулинарная обработка продуктов предусматривает рубку, шинковку, разваривание до мягкости, приготовление на пару; хлеб только пшеничный. Все блюда лечебных столов с целью термического щажения слизистой подаются ребенку с температурой не более 600С.

Читайте также:  Зуд во влагалище вызванной кишечной инфекцией

Техника постановки газоотводной трубки.Ребенок укладывается на левый бок (грудные дети — на спину) на расстеленную пеленку с подложенной под нее клеенкой; ноги поджимаются к животу.

Рабочий (закругленный) конец газоотводной трубки обильно смазывается вазелиновым маслом. При разведенных рукой ягодицах, осторожными вращательными движениями трубка вводится в прямую кишку: у новорожденных — на 3–4 см, в возрасте 1–3 года — на 5–7 см, старше 3-х лет — на 10–15 см и оставляется на 20–30 минут (ребенок накрывается одеялом и не оставляется без присмотра!). У детей старшего возраста, как и у взрослых, длительность процедуры может быть до 1 часа. После отхождения газов и каловых масс, ребенка следует подмыть, смазать кожу вокруг анального отверстия вазелиновым маслом. При необходимости, процедуру можно повторять каждые 3–4 часа. О проведенной манипуляции делается отметка в истории болезни. Использованные газоотводные трубки подлежат дезинфекции.

Клизмы.

Виды клизм:

· очистительная

· гипертоническая

· масляная

· лекарственная

· сифонная

Очистительные клизмы.Проводятся с целью наиболее полного опорожнения кишечника при задержке стула, отравлениях, а также перед предстоящими операциями, эндоскопическим или рентгенологическим исследованием органов брюшной полости, перед введением лекарственной клизмы. Противопоказанием для проведения очистительных клизм являются острые воспалительные заболевания в области заднего прохода, выпадение прямой кишки, кровотечения, острые хирургические заболевания.

У маленьких детей (до 3-х лет) клизму можно делать грушевидным баллоном, размер и объем которого зависят от возраста и вводимого количества жидкости:

· баллон №2 (объем 50 мл) — используют в первые 2–3 месяца жизни;

· баллон №3, №4 (соответственно, объем 75 и 100 мл) — в 6 месяцев;

· баллон №5 (на 150 мл) — в 1 год жизни;

· баллон №5 и №6 (соответственно, на 180-200 мл) — детям 2–3 лет.

Техника проведения очистительной клизмы. Ребенка укладывают на левый бок (грудничков — на спину) с согнутыми и приведенными к животу ногами. Под нижнюю часть туловища подкладывают клеенку, сверх нее — пеленку. Наполняют баллон водой комнатной температуры, поднимают его наконечником вверх и, несколько сжимая баллон пальцами (до появления воды), выпускают из него воздух. Техника введения наконечника баллона клизмы аналогична таковой при введении наконечника кружки Эсмарха, использующейся для очистительных клизм у старших детей. Наконечник обильно смазывается вазелиновым маслом и осторожно, без усилий, вращательными движениями вводится в прямую кишку (у грудных детей, примерно, на 3 см, в более старшем возрасте — на 5–6–10 см), предварительно раздвинув ягодицы ребенка рукой. Первые движения наконечника — по направлению к пупку, затем — параллельно копчику .

Вода выпускается в кишечник медленно, нажимая пальцами на баллон. Затем, зажав левой рукой ягодицы ребенка, правой — выводят наконечник, не разжимая баллона. Удерживать ягодицы сомкнутыми рекомендуют еще несколько минут (для удержания жидкости в кишечнике). Для приема испражнений ребенку первого года жизни между ног подкладывают рыхло скомканную пеленку, более старших детей высаживают на горшок. После отхождения кала и газов ребенка следует подмыть.

Уход за больными с рвотой.

Медицинская сестра в момент рвоты должна:

· неотлучно находиться возле больного

· максимально облегчать его состояние

· предотвращать возможное попадание рвотных масс в дыхательные пути ребенка с последующей аспирацией

· быстро сообщить о происходящем лечащему (дежурному) врачу

Помощь больному при рвоте

Детей грудного возраста берут на руки, немного опустив голову ребенка вниз. Если позволяет возраст и состояние больного — лучше его усадить, закрыть грудь клеенкой или полотенцем; поднести ко рту чистый лоток, тазик, или поставить ведро; необходимо придерживать голову ребенка, положив руку ему на лоб.Тяжелобольным и ослабленным детям, находящимся в кровати, необходимо повернуть голову на бок так, чтобы она находилась немного ниже туловища (предотвращение аспирации). Под подбородок следует подложить полотенце, сложенное в несколько раз. Поднести ко рту лоток (предохранение от загрязнений подушки и белья). После рвоты следует дать ребенку прополоскать рот теплой водой (детям раннего возраста — попить несколько ложек теплой кипяченой воды); вытереть губы и углы рта; при необходимости — сменить постельное и нательное белье. Рвотные массы необходимо оставить до прихода врача, по назначению — отправить в лабораторию для анализа.

Грозным симптомом является появление рвоты цвета «кофейной гущи», указывающей на желудочное кровотечение. В таких случаях медицинская сестра срочно вызывает врача, а до его прихода, немедленно укладывает ребенка в постель; на область желудка кладет нетяжелый пузырь со льдом, обернутый пеленкой. До прихода врача больного не следует кормить, поить и давать внутрь лекарства. При необходимости транспортировки — осуществлять ее на носилках (каталке).



Источник