Папка передвижка профилактика кишечных инфекций

Личная гигиена дошкольников

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Обучение дошкольников гигиене – задача не только родителей, но и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Важно выработать общие критерии оценки отдельных действий, и в саду, и дома четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Дошкольникам необходимо сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены детей, раскрывать их значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам.

К главным научно-методическим приемам обучения относятся наглядные, словесные, игровые и практические. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он учится все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или иное задание, а в дальнейшем предоставляет ему большую самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все выполнил, следит ли он за личной гигиеной детей, нужно на протяжении всего дошкольного возраста.

Гигиена детей: режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Умывание – первый этап гигиены дошкольников

Детям должно быть удобно и приятно умываться: высота умывальников должна соответствовать росту малышей

Правила мытья рук

  • Ребенку нужно объяснить, что по правилам гигиены детей, до начала мытья рук следует закатать рукава.
  • Надо также показать, как правильно намыливать и мыть руки и лицо, как вытираться после умывания.
  • Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки).
  • Тем более не следует выполнять это действие за него.
  • Воспитатель организует умывание так, чтобы не создавалось очереди.
  • Педагог напоминает детям, чтобы они не забыли закатать рукава, расстегнуть воротники платьев или рубашек.
  • Следит, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха своим полотенцем.
  • Контролируя процесс умывания, воспитатель отмечает ход гигиены детей: все ли подготовлено для умывания: на месте ли мыло, у всех ли детей есть полотенца; чем заняты дети, которые ждут умывания или уже умылись; тщательно ли умываются дети, хорошо ли вытирают руки, помогают ли им взрослые и в чем; длительность умывания.

Гигиена полости рта у дошкольников

  • Чтобы предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после обеда полоскать рот теплой водой. Маленьким детям первое время это дается с трудом, но, повторяя нужные движения за взрослыми или сверсниками, они постепенно привыкают правильно полоскать рот.

С 3-4-летнего возраста детей надо приучать чистить зубы правильно, выполняя необходимую гигиену полости рта у дошкольников: верхние зубы – сверху вниз, нижние – снизу вверх с наружной и внутренней сторон.

 Рекомендуется постепенно приучать детей к твердой пище, при ее пережевывании усиливается работа челюстных мышц. Но грызть орехи детям не следует – можно испортить зубы. Не реже двух раз в год детей необходимо показывать зубному врачу.

Пользование носовым платком – основа гигиены детей

В кармане у дошкольника всегда должен быть чистый носовой платок. С самого начала второго года жизни можно приучить ребенка к платку.

Важно научить детей правильно сморкаться, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микробами может проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха. Обучать этому нужно осторожно, не зажимая ребенку нос слишком сильно.

Неприятные резкие движения взрослых во время обучения гигиеническим навыкам, вызывающие у ребенка боль, – основная причина нежелания и даже сопротивления малышей тому, чтобы приобщаться к гигиене детей.

Купание как элемент гигиены детей дошкольного возраста

Купание и умывание должны быть приятны малышу. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2 °С по сравнению с первоначальной, потом опять повысить и снова снизить. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.

Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если общая водная процедура противопоказана), но и перед дневным. Особенно важно соблюдать это правило летом.

Гигиена волос и ногтей у детей

малышам дошкольного возраста нужно подстригать волосы, чаще их мыть, причесывать не реже двух раз в день, выполняя необходимую гигиену детей. Девочкам, у которых длинные волосы, можно завязывать их небольшими бантиками или заплетать в косички. В детском саду, как и дома, у каждого малыша должна быть своя расческа. Расчески еженедельно моют щеткой с мылом и хранят в отдельных футлярах или в гнездах на вешалках для полотенец. 

В этом возрасте дошколята не способны сами ухаживать за ногтями. Их подстригают взрослые, но ребенок может сам вычищать грязь из-под ногтей щеточкой.

Гигиена детей: приучение к опрятности

Необходимо следить за чистотой и опрятностью одежды и обуви малыша. Уже на третьем году жизни это должно стать предметом заботы самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде или обуви, он должен привыкать устранять его – самостоятельно или с помощью взрослых. Запачкалась рубашка или платье – нужно принести чистые и помочь переодеться, промокли ботинки – необходимо переобуться. Расстегнулась пуговица, развязался шнурок – следует попросить ребенка застегнуть или зашнуровать.

Если с раннего возраста обращать внимание малыша на неопрятность – через некоторое время он начнет ощущать потребность в чистоте и будет испытывать своеобразное неудобство, пока не приведет себя в порядок – сам или с помощью взрослого. 

Воспитать у малыша привычку быть чистым и опрятным несложно. Главное – делать это последовательно.

Читайте также:  Через сколько после заражения проявляется кишечная инфекция у детей

Также нужно помнить, что в дошкольном возрасте крохи особенно склонны к подражанию, поэтому большую роль в формировании навыков играет личный пример взрослых.

Источник

Профилактика кишечных инфекций у детей

Летом у многих детей (да и у взрослых) нередко случаются кишечные расстройства, вызванные инфекцией. Заражение микробами происходит из-за попадания в рот загрязненных фруктов, овощей, зелени.Профилактика кишечных инфекций у детей. Как предотвратить кишечное расстройство: соблюдаем правила гигиены

Как предотвратить кишечное расстройство, и какие существуют меры профилактики кишечных инфекций у детей?
Все кишечные инфекции делятся на две большие группы: вызываемые вирусами и вызываемые бактериями. Распространено мнение, что чаще всего дети болеют кишечными инфекциями летом. Это не совсем так. 90 % кишечных инфекций — это заболевания, связанные с вирусами. Для вирусных инфекций характерна сезонность. Чаще всего у детей встречается ротавирусная инфекция, пик которой приходится на зиму и весну.

Бактериальные инфекции — это дизентерия, сальмонеллез. Их расцвет — это лето, начало осени, а к зиме частота их снижается.
Вирусные инфекции передаются фекально-оральным путем, через загрязненные предметы, некачественные пищевые продукты, воду. В семье чаще всего это внутрисемейное заражение.

Инфекция, которая у взрослого вызовет однократное послабление стула, у ребенка превратится в кишечную инфекцию с повышением температуры, частым жидким стулом, обезвоживанием, тяжелым состоянием, которое может привести к госпитализации в стационар. В отличие от взрослых, которые встречаются в повседневной жизни с вирусами постоянно, у детей нет иммунитета к этим вирусам.

Но сейчас мы поговорим о «летних» инфекциях — дизентерии, сальмонеллезе. Эти инфекции имеют фекально-оральный путь передачи. Инфекция попадает в организм через загрязненные предметы и руки, плохо промытые фрукты, ягоды.
Или вот еще распространенная картина, которую можно наблюдать: мама купила на рынке ягоды и тут же дала покушать ребенку. Даже если она помыла их водой на том же рынке, риск заражения очень высок. Рекомендуется тщательно мыть не только фрукты, но и ягоды. Не ленитесь, хорошо мойте ягоды, на них замечательно себя чувствуют не только яйца гельминтов, но и, например, синегнойная палочка.

Как нужно мыть ягоду, например клубнику?
Выложите ягоды на дуршлаг одним слоем. В течение 5 минут промывайте под водой, чтобы смыть земляной налет с ягоды. К сожалению, такой душ микробам не страшен, поэтому нужно промыть ягоды с помощью контрастного омовения. В первую емкость наберите очень горячей воды, но не кипятка, а во вторую — практически ледяную. Окунайте в них поочередно дуршлаг с клубникой 2-3 раза. Так же можно мыть малину, смородину.

Как правильно мыть фрукты

Все фрукты с плотной кожицей нужно мыть только с хозяйственным мылом или со специальными средствами для мытья фруктов. Ни в коем случае не со средствами для мытья посуды – непонятно сколько химии вы съедите дополнительно с фруктами. Все фрукты из магазина или рынка покрыты слоем воска или порошка. Любимый перекус многих людей на улице — банан – обрабатывается порошком, защищающим его от преждевременной порчи. Так что задумайтесь, какой дополнительный ингредиент получаете вы или ваш ребенок, перекусывая бананом на улице. Фрукты с мягкой кожицей можно мыть по принципу контрастного омовения.

Как избежать заражения сальмонеллезом

Заражение сальмонеллой происходит через некачественные пищевые продукты. Чаще всего через салаты, пирожные, молочные продукты, т.е. через все то, что может инфицироваться летом.
Продукты должны проходить термическую обработку. Если вы не уверенны в том, что они свежие, то употреблять их не следует.

Есть еще одна группа болезней — так называемая диарея путешественников, или лямблиоз.
Тема особенно актуальна тогда, когда родители везут детей в заграничные турне, где этих инфекций очень много. Родители не всегда понимают, что вне отеля употреблять пищу очень опасно. «Диарея путешественников» у детей сопровождается острой формой лямблиоза или вирусной кишечной инфекцией, реже — бактериальной инфекцией.

Какие правила гигиены помогут в профилактике кишечных инфекций у детей?

Все эти правила хорошо известны:
Не тащите ничего в рот. Понятно, что маленький ребенок изучает мир через рот. Эта стадия так и называется — стадия орального изучения мира. Однако мама должна понимать серьезность проблемы. Если ребенку доступно все, то он, соответственно, пройдет через все.

Общая гигиена в семье. Часто приходится видеть, как мамы сначала оближут соску сами, а после дают её своему ребенку.
Или пробуют пюре, смесь, а затем из этой же ложки кормят малыша. Или пьют воду из одной бутылочки с ребенком. Так поступать категорически нельзя! Во рту у каждого из нас своя флора.
Посуда, чашка, бутылка для питья, полотенце должны быть у каждого индивидуальные.

Для детей старших возрастных групп обязательно мытье рук после прогулки, игры с животными и туалета, а также перед приемом пищи.

Употребление пищи на улице недопустимо в любом возрасте. Нет никаких причин для того, чтобы ребенок ел на улице. В семье должны быть сформированы жесткие стереотипы питания. Дети не должны есть, когда хотят и что хотят.
Питаться нужно дома или в детском учреждении, но не на улице — это абсолютно жесткое правило. Если нет условий для еды, значит, питание осуществляться не должно, как бы ребенок не просил. По-другому соблюдать гигиену просто невозможно.

При общении с животными нельзя забывать об элементарных правилах: не сажать его за стол, не целовать и обязательно мыть руки после игры с ним. Само животное тоже нужно приучать к дисциплине: оно не должно мешать человеку во время еды, для чего его необходимо накормить до того, как пойдет обедать (ужинать) семья.

Необходимо использовать только доброкачественные продукты. Не хранить продукты дольше указанного срока.
Внимательно изучайте, где, кем и когда продукт был произведен. Нельзя обрезать гнилое яблоко и дать его ребенку, поскольку бактерии и вирусы глубоко проникают в продукт. Другими словами, должно быть самое настоящее гигиеническое образование. Только тогда проблема может решиться.
У родителей должно быть четкое понимание, что правила гигиены должны соблюдаться всеми членами семьи.

Читайте также:  Чем лечить кишечную инфекцию у кошки

Не должно быть двойных стандартов. Ребенок все прекрасно видит и будет поступать так, как поступают его родители.
Никакие назидательно-образовательные процессы, адресованные только ему, выполняться не будут.
Мыть руки перед едой должен не только ребенок, а все члены семьи. Не кушать на улице должен не только ребенок, а все члены семьи.
Приходя с улицы, руки должен мыть не только ребенок, а все члены семьи. Мыть руки после посещения туалета должен не только ребенок, а все члены семьи.

Начинать нужно с образования. Говорите с ребенком о бактериях, которые могут быть на его грязных руках. Посмотрите в интернете, как выглядит, например, лямблия. Нарисуйте ее вместе. Поговорите с ним о том, как будет плохо, если она попадет к нему в организм. После такого образного и творческого объяснения ребенок точно усвоит азы личной гигиены. Читайте вместе с ребенком стихи, в которых делается акцент на гигиене и здоровом образе жизни.

Это известные нам с детства стихи С. Маршака, Ю. Тувима, «Мойдодыр» К. Чуковского, стихотворения С. Михалкова и т.д.
Вся наша повседневная жизнь — это соприкосновение с огромным числом вирусов и бактерий. Природой заложено, что мы будем обязательно сталкиваться с заболеваниями. Но это не повод впадать в панику и ходить в резиновых перчатках, все поливать хлоркой и обрабатывать кварцем. Нужно просто осознанно и уважительно относиться к своей семье, окружающим тебя людям, соблюдать элементарные гигиенические нормы.

Источник

Ñ íàñòóïëåíèåì ëåòà ðåçêî âîçðàñòàåò çàáîëåâàåìîñòü îñòðûìè êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè (ÎÊÈ). Èìåííî â ýòî âðåìÿ ñîçäàþòñÿ áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ñîõðàíåíèÿ âîçáóäèòåëåé âî âíåøíåé ñðåäå è  èõ ðàçìíîæåíèÿ  â ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ è âîäå.

ÎÊÈ – ýòî îáøèðíàÿ ãðóïïà  çàáîëåâàíèé ÷åëîâåêà.  Ê íåé îòíîñÿòñÿ: äèçåíòåðèÿ, áðþøíîé òèô, ïàðàòèôû (À, Á), õîëåðà, ñàëüìîíåëëåçû, ýíòåðîâèðóñíûå èíôåêöèè è äð.

Èñòî÷íèê èíôåêöèè – áîëüíîé ÷åëîâåê èëè  íîñèòåëü âîçáóäèòåëåé ÎÊÈ. Íàèáîëåå îïàñíû äëÿ îêðóæàþùèõ áîëüíûå ëåãêèìè, ñòåðòûìè è áåññèìïòîìíûìè ôîðìàìè.

ÎÊÈ áîëåþò âçðîñëûå è äåòè, íàèáîëåå ÷àñòî  äåòè – â âîçðàñòå îò 1 ãîäà äî 7 ëåò. Íà äîëþ äåòåé ïðèõîäèòñÿ îêîëî 60-65% âñåõ ðåãèñòðèðóåìûõ ñëó÷àåâ.

Îñíîâíîé ìåõàíèçì ïåðåäà÷è – ôåêàëüíî-îðàëüíûé, ðåàëèçóþùèéñÿ ïèùåâûì, âîäíûì è êîíòàêòíî-áûòîâûì ïóòÿìè.

Ôàêòîðàìè ïåðåäà÷è ìîãóò  ÿâëÿòüñÿ ïèùà, âîäà, ïðåäìåòû îáèõîäà, èãðóøêè, â ïåðåäà÷å íåêîòîðûõ èíôåêöèé èìåþò çíà÷åíèå íàñåêîìûå (ìóõè, òàðàêàíû). Çàðàæåíèþ ÎÊÈ òàêæå ñïîñîáñòâóþò àíòèñàíèòàðíûå óñëîâèÿ æèçíè, íåñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû, óïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ, õðàíèâøèõñÿ èëè ãîòîâèâøèõñÿ ñ íàðóøåíèåì ñàíèòàðíûõ ïðàâèë.

Âîñïðèèì÷èâîñòü ê ÎÊÈ  âûñîêàÿ. Ðèñê çàðàæåíèÿ çàâèñèò îò äîçû ïîïàâøåãî â îðãàíèçì âîçáóäèòåëÿ, åãî âèðóëåíòíîñòè, à òàêæå îò ñîñòîÿíèÿ áàðüåðíîé è ôåðìåíòàòèâíîé ôóíêöèè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è âîñïðèèì÷èâîñòè îðãàíèçìà.

Íàèáîëåå âîñïðèèì÷èâûìè ê ÎÊÈ ÿâëÿþòñÿ äåòè ðàííåãî âîçðàñòà, îñîáåííî íåäîíîøåííûå è íàõîäÿùèåñÿ íà èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè. Èììóíèòåò ïîñëå ïåðåíåñåííîé èíôåêöèè  íåñòîéêèé, ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ îò 3 – 4 ìåñÿöåâ äî 1 ãîäà, â ñâÿçè ñ ÷åì âûñîêà âîçìîæíîñòü ïîâòîðíûõ çàáîëåâàíèé.  Îò ìîìåíòà ïîïàäàíèÿ âîçáóäèòåëÿ â îðãàíèçì äî ïîÿâëåíèÿ ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ ìîæåò ïðîéòè îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 7 äíåé.

×òîáû íå çàáîëåòü ÎÊÈ, íàäî ïîìíèòü îñíîâíûå ïðàâèëà ïðîôèëàêòèêè è íàó÷èòü äåòåé ýòèì ïðàâèëàì.

Îñíîâíûå ìåðû ïðîôèëàêòèêè ÎÊÈ:

1. Ñîáëþäåíèå ëè÷íîé ãèãèåíû, òùàòåëüíîå ìûòüå ðóê ìûëîì ïåðåä åäîé è ïîñëå ïîëüçîâàíèÿ òóàëåòîì. Íà ïðîãóëêó ñ ðåáåíêîì, â äîðîãó âîçüìèòå ñïåöèàëüíûå äåçèíôèöèðóþùèå ñàëôåòêè. 

2. Íå óïîòðåáëÿéòå äëÿ ïèòüÿ âîäó èç îòêðûòûõ èñòî÷íèêîâ èëè ïðîäàâàåìóþ â ðîçëèâ íà óëèöå. Óïîòðåáëÿéòå äëÿ ïèòüÿ òîëüêî êèïÿ÷åíóþ èëè áóòèëèðîâàííóþ âîäó.

 3. Ïåðåä óïîòðåáëåíèåì ñâåæèå îâîùè ñëåäóåò íåîáõîäèìî òùàòåëüíî ìûòü è îáäàâàòü êèïÿòêîì.

4. Äëÿ ïèòàíèÿ âûáèðàéòå ïðîäóêòû, ïîäâåðãíóòûå òåðìè÷åñêîé îáðàáîòêå.   Òùàòåëüíî ïðîæàðèâàéòå (ïðîâàðèâàéòå) ïðîäóêòû, îñîáåííî ìÿñî, ïòèöó, ÿéöà è ìîðñêèå ïðîäóêòû.  Íå õðàíèòå ïèùó äîëãî, äàæå â õîëîäèëüíèêå.  

5. Ñêîðîïîðòÿùèåñÿ ïðîäóêòû õðàíèòå òîëüêî â óñëîâèÿõ õîëîäà. Íå îñòàâëÿéòå ïðèãîòîâëåííóþ ïèùó ïðè êîìíàòíîé òåìïåðàòóðå áîëåå ÷åì íà 2 ÷àñà. Íå óïîòðåáëÿéòå  ïðîäóêòû ñ èñòåêøèì ñðîêîì ðåàëèçàöèè è õðàíèâøèåñÿ áåç õîëîäà (ñêîðîïîðòÿùèåñÿ ïðîäóêòû).

6. Äëÿ îáðàáîòêè ñûðûõ ïðîäóêòîâ ïîëüçóéòåñü îòäåëüíûìè êóõîííûìè ïðèáîðàìè è ïðèíàäëåæíîñòÿìè, òàêèìè êàê íîæè è ðàçäåëî÷íûå äîñêè. Õðàíèòå ñûðûå ïðîäóêòû îòäåëüíî îò ãîòîâûõ ïðîäóêòîâ.

7. Êóïàéòåñü òîëüêî â óñòàíîâëåííûõ äëÿ ýòèõ öåëåé ìåñòàõ. Ïðè êóïàíèè â âîäîåìàõ è áàññåéíàõ íå ñëåäóåò äîïóñêàòü ïîïàäàíèÿ âîäû â ðîò.

8. Íå ïîêóïàéòå îáðåçàííûå ÿáëîêè, ãðóøè, áàíàíû. Îíè èçíà÷àëüíî íå ïðèãîäíû ê òîìó, ÷òîáû åñòü èõ â ïåðâîçäàííîì âèäå, áåçîïàñíûìè îíè ñòàíîâÿòñÿ òîëüêî ïîñëå òåïëîâîé îáðàáîòêè.

9. Íå ïîêóïàéòå ðàçðåçàííûå àðáóçû è äûíè, íå ïðèîáðåòàéòå òå æå äûíè ñ ïîäãíèâøèì áî÷êîì. Åñëè äûíÿ óæå ïîäãíèëà, òî áàêòåðèè íàõîäÿòñÿ íå òîëüêî íà ïîâåðõíîñòè, îíè ïðîíèêàþò âíóòðü.

10. Íå ñòîèò ïîêóïàòü ìîëî÷íûå ïðîäóêòû ó ÷àñòíûõ ëèö, îíè íå ïðîõîäÿò íåîáõîäèìîé îáðàáîòêè è êîíòðîëÿ.

11. Ïîêóïàÿ êîëáàñó, ìÿñíûå äåëèêàòåñû, ñòîèò îáðàòèòü âíèìàíèå íà ñðîê èõ ðåàëèçàöèè.

12. ßéöà ïåðåä òåì, êàê ñëîæèòü â õîëîäèëüíèê, íåîáõîäèìî âûìûòü ñ ìûëîì. Êðîìå òîãî, íàäî èñêëþ÷èòü èç ñâîåãî ðàöèîíà áëþäà, â ñîñòàâ êîòîðûõ âõîäÿò ñûðûå ÿéöà.

È åùå: íå ñêàïëèâàéòå ìóñîð è ïèùåâûå îòõîäû, íå äîïóñêàéòå ïîÿâëåíèÿ ìóõ è òàðàêàíîâ, ïîñòîÿííî ïîääåðæèâàéòå ÷èñòîòó â æèëèùå, íå çàáûâàéòå ìûòü äâåðíûå ðó÷êè. Òùàòåëüíî ìîéòå è ÷èñòèòå äåòñêèå èãðóøêè. 

Åñëè Âàø ðåáåíîê çàáîëåë, íàäî îáÿçàòåëüíî îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ, à íå çàíèìàòüñÿ ñàìîëå÷åíèåì. Íå çàáóäüòå ïîñòàâèòü â èçâåñòíîñòü âîñïèòàòåëÿ äåòñêîãî ñàäà èëè ïåäàãîãà øêîëû. 

Источник

Консультация для родителей:

«Профилактика кишечных инфекций»

Подготовила: воспитатель МАДОУ

«Детский сад №41 присмотра  и

оздоровления»  города Саранск

Букова Наталья Николаевна

Трудно найти человека, который никогда не болел бы кишечной инфекцией. Такое заболевание быстро передается от человека к человеку при несоблюдении профилактических мер, в итоге зараженными оказываются целые семьи или коллективы. Профилактика кишечных инфекций в основном сведена к соблюдению правил гигиены. Этих мер чаще всего бывает достаточно, чтобы избежать болезни.

Читайте также:  Чем делать клизму ребенку при кишечной инфекции

Все кишечные инфекции делятся на две большие группы: вызываемые вирусами и вызываемые бактериями. Распространено мнение, что чаще всего дети болеют кишечными инфекциями летом. Это не совсем так. 90 % кишечных инфекций — это заболевания, связанные с вирусами. Для вирусных инфекций характерна сезонность. Чаще всего у детей встречается ротавирусная инфекция, пик которой приходится на зиму и весну.

Бактериальные инфекции — это дизентерия, сальмонеллез. Их расцвет — это лето, начало осени, а к зиме частота их снижается.

Вирусные инфекции передаются фекально-оральным путем, через загрязненные предметы, некачественные пищевые продукты, воду. В семье чаще всего это внутрисемейное заражение.

Острые кишечные инфекции, в медицинской практике часто применяют аббревиатуру ОКИ, – это огромная группа инфекционных болезней, что вызываются патогенными и условно вредными бактериями, вирусами и некоторыми простейшими. Самыми распространенными кишечными инфекциями являются дизентерия, сальмонеллез, холера, ротавирус, энтеровирус, а также пищевая токсикоинфекция, которая спровоцирована стафилококком. Болезни этой группы достаточно распространены и уступают по количеству случаев заражения лишь респираторным заболеваниям. Основная масса заболевших – это дети от года до шести лет.

https://bgdp1.by/wp-content/uploads/2018/04/OKI.jpg

Кишечные инфекции наиболее часто возникают из-за несоблюдения элементарных правил гигиены или ненадлежащей термической обработки продуктов питания. Заражение происходит при таких факторах:

  • При непосредственном контакте с заболевшим человеком.
  • При пользовании предметами обихода и посудой, которую перед этим использовал больной человек.
  • При употреблении сырой питьевой воды из-под крана, если она не прошла должную очистку.
  • Если грязными руками бралась пища.
  • При употреблении некачественных или просроченных продуктов питания.
  • Если не соблюдается гигиена на кухне при приготовлении пищи и хранении кухонной утвари.
  • Если человек заглатывает воду, купаясь в открытых водоемах.
  • При употреблении сырого молока или не прошедших термическую обработку молочных продуктов.
  • При употреблении недоваренного мяса или сырых яиц.
  • Если после общения с домашними животными или птицами человек не помыл руки.

Заразиться кишечной инфекцией можно повсюду – в общественном транспорте, магазине, различных организациях и детских коллективах. От нее практически не застрахован никто. У беременных женщин и детей младшего возраста болезнь протекает особенно тяжело, из-за сниженного иммунитета, в группу риска также входят люди преклонного возраста. Переносчиками кишечных инфекций часто становятся насекомые – в основном мухи. Они переносят болезнетворные микроорганизмы на лапках. В профилактических целях нужно защищать жилище от этих назойливых насекомых.

Инфекция, которая у взрослого вызовет однократное послабление стула, у ребенка превратится в кишечную инфекцию с повышением температуры, частым жидким стулом, обезвоживанием, тяжелым состоянием, которое может привести к госпитализации в стационар. В отличие от взрослых, которые встречаются в повседневной жизни с вирусами постоянно, у детей нет иммунитета к этим вирусам.

Но сейчас мы поговорим о «летних» инфекциях — дизентерии, сальмонеллезе. Эти инфекции имеют фекально-оральный путь передачи. Инфекция попадает в организм через загрязненные предметы и руки, плохо промытые фрукты, ягоды.

Или вот еще распространенная картина,которую можно наблюдать: мама купила на рынке ягоды и тут же дала покушать ребенку. Даже если она помыла их водой на том же рынке, риск заражения очень высок. Рекомендуется тщательно мыть не только фрукты, но и ягоды. Не ленитесь, хорошо мойте ягоды, на них замечательно себя чувствуют не только яйца гельминтов, но и, например, синегнойная палочка.

Как нужно мыть ягоду, например клубнику?

Выложите ягоды на дуршлаг одним слоем. В течение 5 минут промывайте под водой, чтобы смыть земляной налет с ягоды. К сожалению, такой душ микробам не страшен, поэтому нужно промыть ягоды с помощью контрастного омовения. В первую емкость наберите очень горячей воды, но не кипятка, а во вторую — практически ледяную. Окунайте в них поочередно дуршлаг с клубникой 2-3 раза. Так же можно мыть малину, смородину.

Как правильно мыть фрукты?

Все фрукты с плотной кожицей нужно мыть только с хозяйственным мылом или со специальными средствами для мытья фруктов. Ни в коем случае не со средствами для мытья посуды – непонятно сколько химии вы съедите дополнительно с фруктами. Все фрукты из магазина или рынка покрыты слоем воска или порошка. Любимый перекус многих людей на улице — банан – обрабатывается порошком, защищающим его от преждевременной порчи. Так что задумайтесь, какой дополнительный ингредиент получаете вы или ваш ребенок, перекусывая бананом на улице.

Фрукты с мягкой кожицей можно мыть по принципу контрастного омовения.

Как избежать заражения сальмонеллезом?

Заражение сальмонеллой происходит через некачественные пищевые продукты. Чаще всего через салаты, пирожные, молочные продукты, т. е. через все то, что может инфицироваться летом.

Продукты должны проходить термическую обработку. Если вы не уверенны в том, что они свежие, то употреблять их не следует.

Есть еще одна группа болезней — так называемая диарея путешественников, или лямблиоз.

Тема особенно актуальна тогда, когда родители везут детей в заграничные турне, где этих инфекций очень много. Родители не всегда понимают, что вне отеля употреблять пищу очень опасно. «Диарея путешественников» у детей сопровождается острой формой лямблиоза или вирусной кишечной инфекцией, реже — бактериальной инфекцией.

Какие правила гигиены помогут в профилактике кишечных инфекций у детей?

1.   Для приготовления пищи и питья используйте только качественную  воду (из бювета, колодца, бутилированную). Но, ни в коем случае не сырую водопроводную!

2. Если у кого-то из членов семьи – расстройство стула, постарайтесь максимально оградить его от общения с детьми. Многие кишечные инфекции передаются контактно-бытовым путем.

3. Никогда не давайте ребенку немытые фрукты, овощи.

4. Прежде чем предложить малышу что-либо из молочного (йогурт, творожок, кефир),  проверь срок  годности!

5. Следите за тем, чтобы ребенок мыл руки после посещения туалета, по возвращению с улицы, перед едой.

6. Регулярно проводите в квартире влажную уборку. Ведь мелкий мусор, крошки ребенок может потянуть в рот!

Все эти советы помогут вашему ребенку избежать заражения кишечными инфекциями.

Болеют взрослые и дети, наиболее часто – дети в возрасте от 1 года до 7 лет.

Источники:  https://gp7.by/zdorovyj-obraz-zhizni/aktualnaya-informaciya/mery-profilaktiki-kishechnyx-infekcij-u-detej/

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-profilaktika-kishechnyh-infekcii-u-detei.html

https://dou99.ru/infektsii/mery-profilaktiki-kishechnyh-infektsij-u-detej

Источник